Необходимость создания централизованной бухгалтерии

Письмо Минфина России от 19.082003 № 03-01-01/11-241 указывает на основную цель централизации учета в бюджетной сфере: необходимость минимизации расходов и повышения эффективности работы бухгалтерских служб. К перечню задач, решаемых усилиями ЦБ, можно отнести:

  • увеличение степени достоверности учетных данных;
  • возможность применять к разным случаям единую методологию;
  • понижение уровня налоговых рисков;
  • оперативную подготовку всех видов отчетности;
  • обеспечение экономии фонда оплаты труда за счет сокращения общего штата финансовых сотрудников;
  • уменьшение расходов на организацию учета на предприятии.

ВАЖНО! В Законе № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» говорится о праве руководителя хозяйствующего субъекта самостоятельно принимать решение о том, как будет вестись учет в организации: своими силами, третьими лицами или специализированными компаниями на договорной основе (п. 3 ст. 7).

Об утверждении должностных инструкций работников отдела бухгалтерского учета и отчетности администрации Волгограда

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 2 ноября 2012 года N 3075

Об утверждении должностных инструкций работников отдела бухгалтерского учета и отчетности администрации Волгограда

____________________________________________________________________Утратил силу на основании постановления администрации Волгограда от 13.02.2013 N 420.____________________________________________________________________

1.1. Должностную инструкцию начальника отдела (главного бухгалтера) бухгалтерского учета и отчетности администрации Волгограда (прилагается).

1.2. Должностную инструкцию заместителя начальника отдела (заместителя главного бухгалтера) бухгалтерского учета и отчетности администрации Волгограда (прилагается).

1.3. Должностную инструкцию консультанта (бухгалтера) отдела бухгалтерского учета и отчетности администрации Волгограда (прилагается).

1.4. Должностную инструкцию консультанта (бухгалтера) отдела бухгалтерского учета и отчетности администрации Волгограда (прилагается).

1.5. Должностную инструкцию консультанта (бухгалтера) отдела бухгалтерского учета и отчетности администрации Волгограда (прилагается).

1.6. Должностную инструкцию консультанта (бухгалтера) отдела бухгалтерского учета и отчетности администрации Волгограда (прилагается).

1.7. Должностную инструкцию консультанта (бухгалтера) отдела бухгалтерского учета и отчетности администрации Волгограда (прилагается).

https://www.youtube.com/watch?v=https:accounts.google.comServiceLogin

1.8. Должностную инструкцию главного специалиста (бухгалтера) отдела бухгалтерского учета и отчетности администрации Волгограда (прилагается).

1.9. Должностную инструкцию ведущего специалиста (бухгалтера) отдела бухгалтерского учета и отчетности администрации Волгограда (прилагается).

1.10. Должностную инструкцию ведущего специалиста (бухгалтера) отдела бухгалтерского учета и отчетности администрации Волгограда (прилагается).

Жалоба на Отдел бухгалтерского учета и планирования

1.11. Должностную инструкцию ведущего специалиста (бухгалтера) отдела бухгалтерского учета и отчетности администрации Волгограда (прилагается).

2. Признать утратившим силу постановление администрации Волгограда от 15 июля 2011 г. N 1789 “Об утверждении должностных инструкций сотрудников отдела бухгалтерского учета и отчетности администрации Волгограда”.

3. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на управляющего делами администрации Волгограда Сафонова С.В.

И.о. главыадминистрации ВолгоградаВ.А.СОБАКАРЬ

Утвержденапостановлениемадминистрации Волгоградаот 2 ноября 2012 г. N 3075

1. Общие положения

Жалоба на Отдел бухгалтерского учета и планирования

1.1. Начальник отдела (главный бухгалтер) бухгалтерского учета и отчетности администрации Волгограда (далее – начальник отдела (главный бухгалтер) обеспечивает составление и ведение бюджетной росписи расходов администрации Волгограда как главного распорядителя бюджетных средств администрации Волгограда и главного администратора доходов, ведение сметного планирования администрации Волгограда, организацию и ведение бюджетного учета администрации Волгограда.

https://www.youtube.com/watch?v=ytcreators

1.2. В своей деятельности начальник отдела (главный бухгалтер) руководствуется Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, Бюджетным кодексом Российской Федерации, Налоговым кодексом Российской Федерации, Федеральным законом от 21 ноября 1996 г. N 129-ФЗ “О бухгалтерском учете”, правовыми актами Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, других федеральных государственных органов, органов государственной власти Волгоградской области, местного самоуправления Волгограда, Уставом города-героя Волгограда, Положением об отделе бухгалтерского учета и отчетности администрации Волгограда, утвержденным постановлением администрации Волгограда от 02 апреля 2012 г. N 873 “Об утверждении Положения об отделе бухгалтерского учета и отчетности администрации Волгограда”.

1.3. Начальник отдела (главный бухгалтер) назначается на должность и освобождается от занимаемой должности распоряжением администрации Волгограда по представлению управляющего делами администрации Волгограда.

1.4. Начальник отдела (главный бухгалтер) подчиняется непосредственно управляющему делами администрации Волгограда.

1.5. Начальник отдела (главный бухгалтер) является муниципальным служащим. Должность начальника отдела (главного бухгалтера) относится к высшей группе должностей Реестра должностей муниципальной службы в Волгограде.

2.1. На должность начальника отдела (главного бухгалтера) назначается лицо, имеющее высшее профессиональное образование по специализации должностей муниципальной службы либо иное высшее профессиональное образование при наличии стажа муниципальной службы 6 лет или стажа работы по специальности не менее 7 лет.

2.2.1. Знать Конституцию Российской Федерации, федеральные законы, указы Президента Российской Федерации, постановления Правительства Российской Федерации, законы Волгоградской области, муниципальные правовые акты Волгограда, в соответствии с которыми регулируются отношения, связанные с муниципальной службой в Российской Федерации;

нормативную базу соответствующей сферы деятельности, осуществляемой в пределах должностных обязанностей и полномочий, основы государственного и муниципального управления, основы трудового законодательства Российской Федерации, передовой отечественный и зарубежный опыт по осуществлению местного самоуправления, методы управления аппаратом муниципального органа, основы ведения деловых переговоров, правила делового этикета, порядок работы со служебной информацией, правила и нормы охраны труда, техники безопасности и противопожарной защиты.

2.2.2. Обладать навыками управления персоналом, оперативного принятия и реализации управленческих и иных решений, прогнозирования последствий принятых решений; ведения деловых переговоров, работы по взаимосвязи с государственными и иными органами, ведомствами, организациями, гражданами, предупреждения и разрешения конфликтов, организации и проведения заседаний, совещаний и других форм коллективного обсуждения, составления документов аналитического, делового и справочно-информационного характера, планирования и организации рабочего времени, делегирования полномочий подчиненным, постановки перед подчиненными достижимых задач, недопущения личностных конфликтов с подчиненными, коллегами и вышестоящими руководителями, умения находить компромиссы при решении проблем в конфликтных ситуациях, пользования компьютерной техникой и средствами коммуникации, необходимыми программными продуктами.

3.1. Организация работы по постановке и ведению бухгалтерского учета администрации Волгограда, составлению и ведению бюджетной росписи расходов администрации Волгограда.

https://www.youtube.com/watch?v=https:tv.youtube.com

3.2. Формирование информационной системы бухгалтерского учета и отчетности в соответствии с требованиями бухгалтерского, налогового, статистического и аналитического учета, обеспечение предоставления информации внутренним и внешним пользователям.

3.3. Формирование учетной политики администрации Волгограда исходя из структуры и особенностей деятельности администрации Волгограда.

3.4. Организация работы по ведению регистров бухгалтерского учета, исполнению бюджетных смет расходов администрации Волгограда и структурных подразделений администрации Волгограда, не обладающих правами юридического лица; учету имущества, расчетов, обязательств, финансовых результатов деятельности администрации Волгограда.

Предлагаем ознакомиться  Документы необходимве в отдел кадров при смнне фамилии

3.5. Обеспечение своевременного и точного отражения на счетах бухгалтерского учета хозяйственных операций, движения активов, формирования доходов и расходов, выполнения обязательств.

3.6.1. По подготовке и утверждению рабочего плана счетов бухгалтерского учета, форм первичных учетных документов, применяемых для оформления хозяйственных операций, форм внутренней бухгалтерской отчетности.

3.6.2. По обеспечению порядка проведения инвентаризации и оценки имущества и обязательств, их документальному подтверждению, состоянию и оценке.

3.6.3. По организации системы контроля за правильностью оформления хозяйственных операций, соблюдением порядка документооборота, применением технологий обработки учетной информации и защитой от несанкционированного доступа.

3.7.1. Своевременного перечисления налогов и сборов в федеральный, региональный и местный бюджеты, страховых взносов в государственные внебюджетные фонды в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.

3.7.2. Контроля за расходованием средств фонда оплаты труда, установлением должностных окладов и надбавок, правильностью расчетов по оплате труда сотрудников администрации Волгограда.

3.7.3. Соблюдения штатной, финансовой и кассовой дисциплины.

3.7.4. Составления и представления в установленном действующими правовыми актами Российской Федерации порядке бюджетной, статистической, налоговой, прочей финансовой (бухгалтерской) отчетности, отчетности по страховым взносам во внебюджетные фонды.

3.7.5. Контроля за комплектованием, хранением и своевременной передачей архивных документов, образовавшихся в ходе деятельности отдела бухгалтерского учета и отчетности администрации Волгограда (далее – отдел).

3.8. Контроль за работой комиссий, создаваемых в администрации Волгограда для оформления документов по недостачам, незаконному расходованию денежных средств и материальных ценностей.

https://www.youtube.com/watch?v=ytpolicyandsafety

3.9. Определение функциональных обязанностей сотрудников отдела, разработка их должностных инструкций.

3.10. Организация работы по повышению квалификации сотрудников отдела, подготовка материалов по их аттестации.

3.11. Соблюдение конфиденциальности доверенных по службе сведений, составляющих тайну.

3.12. Взаимодействие с подведомственными муниципальными казенными учреждениями, являющимися получателями бюджетных средств.

3.13. На период временного отсутствия начальника отдела (главного бухгалтера) (командировка, отпуск, временная нетрудоспособность и др.) его обязанности исполняет заместитель начальника отдела (заместитель главного бухгалтера) бухгалтерского учета и отчетности администрации Волгограда, назначаемый распоряжением администрации Волгограда.

1. Общие положения

Обязанности централизованной бухгалтерии

Централизованные бухгалтерские органы должны в процессе реализации своей деятельности составлять и утверждать локальные нормативные акты в форме:

  • приказов и распорядительной документации, визируемых руководителем;
  • коллективного договора;
  • положения об учетной политике и премировании сотрудников, системе оплаты труда, об охране руда;
  • правил внутреннего распорядка.

Предназначение ЦБ – ведение налогового и бухгалтерского учета. Функциональные обязанности специалистов единого финансового органа дополнительно включают:

  • подготовку отчетов;
  • отражение всех операций в учете не только в стоимостном выражении, но и в натуральном;
  • проверку первичной документации, контроль своевременности ее оформления и представления в бухгалтерию;
  • мониторинг изменений в количественном и качественном составе ТМЦ;
  • контроль использования трудовых ресурсов и управление финансовыми потоками предприятий;
  • реализацию расчетов с контрагентами и сотрудниками, привлеченными для выполнения отдельных работ физическими лицами.

В область задач центральной бухгалтерии может входить подача отчетной документации в контролирующие органы и ведение управленческого учета, подготовка аналитических материалов, расчет смет доходов и расходов для частных и бюджетных организаций и проверка выполнения утвержденного бюджета. Работники ЦБ могут принимать участие в инвентаризациях и оказывать консультационные услуги. Отдельный сегмент работ – систематизация и организация хранения документации обслуживаемых предприятий.

Лица, наделенные правом подписания первичных учетных документов.

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 24 июля 2018 года N 966

Об утверждении положений об управлении бухгалтерского учета и финансово-экономического планирования аппарата главы Волгограда и его отделах

https://www.youtube.com/watch?v=ytdev

(с изменениями на 31 октября 2018 года)

1.1. Положение об управлении бухгалтерского учета и финансово-экономического планирования аппарата главы Волгограда.

1.2. Положение об отделе бухгалтерского учета и консолидированной отчетности управления бухгалтерского учета и финансово-экономического планирования аппарата главы Волгограда.

1.3. Положение об отделе финансово-экономического планирования управления бухгалтерского учета и финансово-экономического планирования аппарата главы Волгограда.

2. Признать утратившим силу постановление администрации Волгограда от 05 мая 2015 г. N 640 “Об утверждении Положения об отделе бухгалтерского учета и отчетности администрации Волгограда”.

3. Настоящее постановление вступает в силу со дня его официального опубликования.

Глава администрацииВ.В.ЛИХАЧЕВ

Настоящее Положение разработано в соответствии с Федеральным законом от 06 октября 2003 г. N 131-ФЗ “Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации”, Уставом города-героя Волгограда.

1. Общие положения

1.1. Управление бухгалтерского учета и финансово-экономического планирования аппарата главы Волгограда (далее – управление) является структурным подразделением администрации Волгограда, созданным на основании постановления администрации Волгограда от 22 января 2018 г. N 71 “О преобразовании отдела бухгалтерского учета и отчетности администрации Волгограда в управление бухгалтерского учета и финансово-экономического планирования администрации Волгограда” в целях организации и ведения бухгалтерского учета, составления и представления бухгалтерской (финансовой), налоговой, статистической и другой отчетности, планирования и обоснования бюджетных ассигнований, а также осуществления функций учредителя, главного распорядителя (получателя) бюджетных средств Волгограда, главного администратора (администратора) доходов бюджета Волгограда, главного администратора источников финансирования бюджета Волгограда в отношении подведомственных администрации Волгограда муниципальных учреждений и исполнительно-распорядительного органа местного самоуправления Волгограда для достижения указанных целей.

1.2. Деятельность управления курирует руководитель аппарата главы Волгограда, осуществляющий функции руководителя экономического субъекта.

1.3. Управление в своей деятельности руководствуется Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, правовыми актами Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, иными правовыми актами федеральных органов государственной власти, органов государственной власти Волгоградской области, Уставом города-героя Волгограда, муниципальными правовыми актами Волгограда, настоящим Положением.

1.4. Положение об управлении утверждается постановлением главы Волгограда.

https://www.youtube.com/watch?v=upload

2.1.1. Формирование учетной политики в администрации Волгограда.

2.1.2. Организация и ведение бухгалтерского учета в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.

2.1.3. Формирование бухгалтерской (финансовой), налоговой, статистической отчетности, а также иных отчетов и информации, необходимой внутренним и внешним пользователям.

2.1.4. Обеспечение исполнения бюджетных процедур в части нормативных и исполнительно-распорядительных функций по реализации полномочий администрации Волгограда, в том числе по решению вопросов местного значения как главного распорядителя (получателя) бюджетных средств Волгограда, главного администратора (администратора) доходов бюджета Волгограда, главного администратора источников финансирования бюджета Волгограда.

2.1.5. Осуществление функций учредителя в отношении подведомственных администрации Волгограда муниципальных учреждений.

Предлагаем ознакомиться  Счет 60 в бухгалтерском учете (нюансы)

2.1.6. Составление и ведение бюджетной росписи расходов бюджета Волгограда, реестра расходных обязательств, осуществление планирования и исполнения бюджета Волгограда по расходам и источникам финансирования дефицита бюджета Волгограда в пределах своей компетенции.

2.1.7. Составление, ведение, уточнение кассового плана по доходам бюджета Волгограда в пределах своей компетенции.

прочие доходы от оказания платных услуг (работ) получателями средств бюджетов городских округов;

прочие доходы от компенсации затрат бюджетов городских округов;

https://www.youtube.com/watch?v=ytpress

прочие доходы от компенсации затрат бюджетов городских округов (в части дебиторской задолженности прошлых лет);

платежи, взимаемые органами местного самоуправления (организациями) городских округов за выполнение определенных функций;

доходы от возмещения ущерба при возникновении страховых случаев по обязательному страхованию гражданской ответственности, когда выгодоприобретателями выступают получатели средств бюджетов городских округов;

доходы от возмещения ущерба при возникновении иных страховых случаев, когда выгодоприобретателями выступают получатели средств бюджетов городских округов;

денежные взыскания, налагаемые в возмещение ущерба, причиненного в результате незаконного или нецелевого использования бюджетных средств (в части бюджетов городских округов);

денежные взыскания (штрафы) за нарушение законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд для нужд городских округов;

прочие поступления от денежных взысканий (штрафов) и иных сумм в возмещение ущерба, зачисляемые в бюджеты городских округов;

прочие поступления от денежных взысканий (штрафов) и иных сумм в возмещение ущерба, зачисляемые в бюджеты городских округов (в части неустоек (штрафов, пени) по муниципальным контрактам);

прочие поступления от денежных взысканий (штрафов) и иных сумм в возмещение ущерба, зачисляемые в бюджеты городских округов (в части штрафов за нарушение против порядка управления при осуществлении муниципального контроля, ответственность за которые предусмотрена Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, в части предписаний об устранении нарушений, составления протоколов об административных правонарушениях в пределах полномочий управления “Жилищная инспекция Волгограда” аппарата главы Волгограда);

прочие поступления от использования имущества, находящегося в собственности городских округов (за исключением имущества муниципальных бюджетных и автономных учреждений, а также имущества муниципальных унитарных предприятий, в том числе казенных) (в части бюджета муниципального района, в части платы по концессионному соглашению, заключенному муниципальным образованием город-герой Волгоград);

прочие неналоговые доходы бюджетов городских округов.

в части субвенции на реализацию Закона Волгоградской области от 21 ноября 2008 г. N 1772-ОД “О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Волгоградской области государственными полномочиями Волгоградской области по хранению, комплектованию, учету и использованию архивных документов и архивных фондов, отнесенных к составу архивного фонда Волгоградской области”,

в части субвенции на реализацию Закона Волгоградской области от 10 января 2014 г. N 12-ОД “О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Волгоградской области по организации и осуществлению государственного жилищного надзора и лицензионного контроля”;

субсидии из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации;

субсидии из областного бюджета бюджету Волгограда на софинансирование капитальных вложений в объекты муниципальной собственности в рамках реализации мероприятий по стимулированию программ развития жилищного строительства;

прочие безвозмездные поступления от негосударственных организаций в бюджеты городских округов;

прочие безвозмездные поступления в бюджеты городских округов.

https://www.youtube.com/watch?v=ytadvertise

2.1.10. Обеспечение мер по уточнению вида и принадлежности платежа при невыясненных поступлениях в бюджет Волгограда.

2.1.11. Проведение процедур по обеспечению исполнения мировых соглашений, заключенных от лица муниципального образования город-герой Волгоград.

2.1.12. Формирование фонда оплаты труда в администрации Волгограда по штатной и списочной численности, проведение процедур анализа и контроля его расходования.

2.1.13. Планирование и обоснование бюджетных ассигнований в рамках полномочий главного распорядителя бюджетных средств Волгограда с учетом принципов эффективного и рационального использования.

2.1.14. Внесение в установленном порядке предложений в департамент финансов администрации Волгограда по формированию и изменению сводной бюджетной росписи.

2.1.15. Распределение и доведение в установленном порядке лимитов бюджетных обязательств и кассового плана до подведомственных администрации Волгограда муниципальных учреждений.

2.1.16. Формирование с участием структурных подразделений аппарата главы Волгограда обоснований потребности в финансовых ресурсах для обеспечения деятельности, в том числе по решению вопросов местного значения, в целях составления сметы расходов администрации Волгограда на очередной финансовый год и плановый период.

2.1.17. Проведение анализа финансово-хозяйственной деятельности администрации Волгограда и подведомственных муниципальных учреждений по исполнению бюджетных смет расходов и (или) планов финансово-хозяйственной деятельности, определение мероприятий по устранению недостатков и повышению эффективности использования бюджетных средств.

1. Общие положения

  • регламент взаимодействия руководителя учреждения с централизованной бухгалтерией, содержащий обязательные гарантии по предоставлению своевременной, качественной, достоверной и оперативной информации в соответствии с законодательством РФ, в том числе по требованию руководителя учреждения;
  • порядок информационного взаимодействия между руководителем (ответственными лицами) учреждения и централизованной бухгалтерией;
  • порядок обмена электронными документами и сведениями;
  • порядок оформления и принятия к учету первичных учетных документов;
  • регламентацию организации взаимодействия централизованной бухгалтерии и руководителя (ответственных лиц) учреждения по иным вопросам, необходимым для принятия экономических и хозяйственных решений субъектом учета;
  • ответственность централизованной бухгалтерии за исполнение обязательств по ведению бюджетного (бухгалтерского) учета, хранению документов, осуществлению внутреннего контроля за правильностью совершения хозяйственных операций и (или) по оформлению первичных учетных документов, по своевременности сроков формирования бюджетной (бухгалтерской) и налоговой отчетности, за подготовку платежных документов и иные функции, предусмотренные переданными полномочиями;
  • требования к уровню квалификации работников централизованной бухгалтерии, осуществляющих ведение бюджетного (бухгалтерского) учета и составление отчетности по переданным полномочиям (устанавливаются в соответствии с Законом о бухгалтерском учете и Приказом Минтруда РФ от 22.12.2014 № 1061н «Об утверждении профессионального стандарта «Бухгалтер»).

1. Общие положения

Преимущества и недостатки

Положительными последствиями внедрения централизованной бухгалтерии могут стать:

  • отсутствие необходимости содержать штат финансового, планового и бухгалтерского отделов;
  • управленческие расходы сокращаются;
  • реализация запланированных проектов и программ происходит в сжатые сроки;
  • единый подход в выполнении разных задач бухгалтерского учета;
  • контролирующие действия унифицированы;
  • использование ресурсной базы предприятия происходит более эффективно благодаря двойной системе мониторинга: со стороны руководства компании и специалистов ЦБ;
  • не надо тратить средства и время на организацию курсов повышения квалификации и спецоценку условий труда для бухгалтерской службы;
  • риски хозяйственной деятельности минимизируются, так как уровень квалификационной подготовки всех специалистов ЦБ очень высокий.

К недостаткам можно отнести сокращение возможностей для руководителя в отношении расходования средств – централизованная бухгалтерия будет соотносить все виды трат с планом доходов и расходов на текущий год. Введение дополнительных обязанностей для сотрудников ЦБ возможно только при условии увеличения платы по договору.

Предлагаем ознакомиться  Когда вступила в силу конституция российской федерации

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! Для бюджетной сферы прямые рычаги воздействия на перечень оказываемых услуг у предприятия-заказчика отсутствуют. Степень централизации учета определяется не обслуживаемой организацией, а главными распорядителями средств и органами местного самоуправления.

Как создать централизованную бухгалтерию

Создание централизованной бухгалтерии происходит в несколько этапов:

  1. Выбор правовой формы новой структуры.
  2. Регистрация организации.
  3. Определение функционала финансового органа и его организационной структуры.
  4. Составление образца типового договора на оказание бухгалтерских услуг.
  5. Составление штатного расписания и подбор персонала.
  6. Оформление прейскуранта услуг.

Единство бухгалтерского учета может быть достигнуто путем выделения структурного подразделения, специализирующегося на учете (бухгалтерском, налоговом, управленческом) и планировании или через создание отдельного юридического лица. В последнем случае ответственность за полноту учета возлагается на директора ЦБ.

При разработке оптимальной организационной структуры единого органа необходимо предусмотреть:

  1. Управление по подготовке отчетной документации (руководящий состав).
  2. Планово-аналитический или экономический отдел.
  3. Группа главных специалистов.
  4. Расчетчики для начисления и учета расчетов с наемными работниками.
  5. Учетчики.
  6. Хозяйственное подразделение.

Форма договора может быть разработана для оказания услуг на безвозмездной или возмездной основах. В документе надо прописать:

  • функции ЦБ;
  • права и обязанности сторон соглашения;
  • меры ответственности за конкретные виды нарушений;
  • указание лиц с правом подписи бухгалтерской документации;
  • сроки предоставления в бухгалтерию первичных документов и их обработки;
  • правила документооборота;
  • особенности организации хранения документов и порядок работы с архивом.

В соответствии с разработанной организационной структурой бухгалтерской службы составляется ее штатное расписание. На вакантные должности подбираются высококвалифицированные специалисты общего направления деятельности и узкой специализации. Выбор работников надо организовывать на конкурсных условиях с возможностью перевода (полного или частичного) персонала дочерних структур в ЦБ. Численность штата рассчитывается с учетом предполагаемых трудозатрат в каждом сегменте учета.

https://www.youtube.com/watch?v=ytabout

Централизация бухгалтерского учета – оптимальное решение для бюджетных организаций и крупных частных предприятий. Создание такого органа позволяет высвободить дополнительные денежные ресурсы и снизить налоговые риски.

Проверка деятельности централизованной бухгалтерии.

Объекты проверки финансово-хозяйственной деятельности централизованной бухгалтерии в целом такие же, как и у любого другого юридического лица. Среди них:

  • соблюдение кассовой дисциплины;
  • правильность расчетов с поставщиками и подрядчиками;
  • правильность ведения расчетов с подотчетными лицами;
  • правильность проведения инвентаризации имущества и финансовых обязательств;
  • правильности начисления и выплаты заработной платы;
  • соответствие годового отчета об исполнении бюджета данным бухгалтерского учета.

В ходе контрольных мероприятий в отношении деятельности централизованных бухгалтерий выявляются нарушения, обычно характерные для деятельности любого государственного (муниципального) учреждения. Приведем некоторые из них.

Проверка расчетов с подотчетными лицами. В ходе выборочной проверки расчетов с подотчетными лицами часто выявляются следующие нарушения законодательства РФ.

В нарушение п. 214 Инструкции № 157 было выявлено, что при наличии за подотчетным лицом задолженности по ранее выданным денежным средствам ему были выданы под отчет денежные средства.

В нарушение положений учетной политики отдельных учреждений, обслуживаемых централизованной бухгалтерии, авансовые отчеты по израсходованным подотчетным суммам составлялись и представлялись в централизованную бухгалтерию с нарушением срока. Например, согласно п. 3.1 учетной политики Комитета культуры (приказ от 31.12.

2014 № 25‑р) за выданные под отчет наличные деньги материально-ответственные лица отчитываются в течение 20 дней. Проверкой установлено нарушение установленного срока отчета за выданные под отчет средства. Авансовый отчет по израсходованным суммам был представлен на два дня позже установленного срока сдачи.

В соответствии с п. 11 Инструкции № 157н регистры бухгалтерского учета (журналы операций) подписываются лицом, ответственным за его формирование. В нарушение данного пункта инструкции не подписан журнал операций расчетов с подотчетными лицами. Поскольку журнал операций составляет работник централизованной бухгалтерии, в нем должна стоять его подпись.

Проверка инвентаризации имущества и финансовых обязательств. Согласно Приказу Минфина РФ от 13.06.1995 № 49 перед сдачей годовой отчетности в учреждениях должна быть проведена инвентаризация активов и обязательств (расчетов). При инвентаризации расчетов проверяются обоснованность сумм, числящихся на соответствующих счетах бухгалтерского (бюджетного) учета учреждения, и состояние дебиторской и кредиторской задолженностей.

В нарушение ст. 9 Закона о бухгалтерском учете имеет место принятие централизованной бухгалтерией к учету недооформленных документов (на актах выполненных работ, оказанных услуг отсутствуют подписи и печать заказчика – обслуживаемого централизованной бухгалтерией учреждения).

Формы, заполняемые при инвентаризации, соответствуют формам, утвержденным Приказом Минфина РФ № 52н. При проведении проверки документации о проведенной в обслуживаемых централизованной бухгалтерии учреждениях инвентаризации достаточно часто выявляются следующие нарушения:

  • в инвентаризационных описях отсутствует расписка материально-ответственного лица, оформляемая до начала проведения инвентаризации (нарушение п. 2.4 методических указаний, утвержденных Приказом Минфина РФ № 49);
  • в инвентаризационных описях отсутствует общий итог количества в натуральных показателях, записанных на данной странице (прописью) (нарушение п. 2.9 вышеупомянутых методических указаний). Также не указано значение «на сумму фактически» (прописью), предусмотренное формами описей.

Проверка правильности начисления и выплаты заработной платы. Выборочная проверка правильности начисления и выплаты заработной платы показала, что при начислении заработной платы допускаются следующие нарушения:

  • выплата материальной помощи на лечение без наличия документов, медицинского учреждения, подтверждающих необходимость лечения. Согласно п. 3.5 положения о порядке предоставления материальной помощи одного из обслуживаемых централизованной бухгалтерий учреждений материальная помощь выплачивается при проведении лечения, требующего госпитализации, хирургического вмешательства в отношении как самого работника, так и его детей (в возрасте до 18 лет), находящихся на иждивении, при предъявлении медицинской справки. В нарушение данного положения на основании приказа руководителя учреждения была выплачена материальная помощь на лечение без наличия справок с лечебного учреждения. Ввиду отсутствия каких‑либо оправдательных документов лечебных учреждений указанные выплаты являются переплатой по заработной плате, которая должна быть удержана в установленном действующим законодательством порядке;
  • выплата материальной помощи в связи с тяжелым материальным положением работника учреждения при отсутствии такого основания в положении о порядке предоставления материальной помощи, действующего в обслуживаемом учреждении. Такие выплаты не обусловлены правовыми основаниями и являются переплатой по заработной плате, которая должна быть удержана в установленном действующим законодательством порядке;
  • неправильный расчет отпускных, в результате которого была произведена переплата. При расчете отпускных в расчет была взята излишне выплаченная сотруднику в результате счетной ошибки заработная плата, которая в последующем была удержана у него.

* * *

1) отсутствует соглашение о передаче ведения бухгалтерского учета централизованной бухгалтерии;

2) отсутствует подпись руководителя учреждения и (или) иных уполномоченных на то лиц в первичных учетных документах;

3) присутствуют нарушения в оформлении первичных учетных документов;

4) не соблюдается график документооборота между централизованной бухгалтерией и обслуживаемым учреждением;

5) не проводится инвентаризация перед составлением годовых форм бухгалтерской (бюджетной) отчетности;

6) к учету принимаются недооформленные акты сверок расчетов;

7) показатели бухгалтерской (бюджетной) отчетности не соответствуют данным бухгалтерского (бюджетного) учета;

8) наличные денежные средства выдаются под отчет при наличии за подотчетным лицом задолженности по ранее выданным денежным средствам;

9) отсутствуют акты приема-передачи материальных ценностей при увольнении материально-ответственных лиц;

10) не соблюдаются сроки сдачи авансовых отчетов;

11) материальная помощь выплачивается на цели, не предусмотренные положениями о выплате материальной помощи;

12) материальная помощь выплачивается при отсутствии документального подтверждения основания для ее выплаты;

https://www.youtube.com/watch?v=ytcopyright

13) присутствуют ошибки в расчете отпускных.