Проясняем важнейшие моменты

Чаще всего среди движимого имущества регистрируются именно автотранспортные средства. Причина не только в том, что автотранспорт является самым популярным средством передвижения в нашей стране. Законодательство прямо указывает, что все они должны быть в обязательном порядке поставлены на учёт в ГИБДД.

Никаких исключений не существует. Если этим правилом пренебречь и требование законодательства проигнорировать, то возможны только отрицательные последствия. При этом необходимо учитывать, что к имуществу, учёт которого обязателен в базах ГИБДД, относится не только авто, как думают многие, но и прицеп к нему.

Многие автолюбители нередко интересуются вопросами о том, как зарегистрировать самодельный прицеп или как поставить на учет самодельный прицеп для легкового автомобиля. На самом деле ничего сложного в процедуре регистрации самодельного прицепа нет.

Изначально необходимо поработать с нормативной базой, чтобы прояснить следующие моменты:

  1. Что такое «прицеп».
  2. Что значит «регистрация прицепа».
  3. Каким требованиям должен соответствовать прицеп, что пройти регистрацию.
  4. Какие нужны документы для его постановки на учёт.

Только получив ответы на эти и другие вопросы, можно составить правильное представление по вопросу в целом. Процедура регистрации имеет множество нюансов и тонкостей, поэтому, как и указывалось ваше, прежде чем предпринимать активные действия, нужно первым делом изучить законодательство, и при необходимости проконсультироваться у специалистов, дабы не допустить ошибок, которые могут привести к отказу в совершении регистрационных мероприятий.

Заниматься решением вопроса о том, как оформить самодельный автомобильный прицеп, вправе следующие категории лиц:

  1. Граждане, т. е., физические лица.
  2. Предприятия и организации, т. е., юридические лица.
  3. Законные представители, уполномоченные на совершение данного юридического действия.
  4. Индивидуальные предприниматели.

В зависимости того, кто обращается, зависит и перечень документов, которые необходимо собрать. В любом случае процедура стандартна, просто имеются определённые особенности.

Если постановка на учёт производится гражданином, то есть, за осуществлением регистрации обращается физическое лицо, ему понадобится минимальный пакет документов. При этом важно знать, что индивидуальный предприниматель в данном случае приравнивается к физическому лицу.

В некоторых случаях самостоятельное обращение в автоинспекцию для осуществления регистрации невозможно по объективным причинам. В такой ситуации решить проблему можно, передав полномочия другому лицу посредством оформления на него доверенности. Важно, что доверенность должна быть нотариально заверенной.

Составление доверенности также требует определенных юридических навыков, поскольку полномочия законного представителя должны быть чётко определены. Дабы избежать мелких ляпов и ошибок, специалисты советуют обращаться к профессионалам юридической отрасли, например, к нотариусу.

Если речь идёт об организации, то её интересы, естественно, будет представлять должностное лицо данного предприятия, т. е., её работник. Ему также необходимо будет подтвердить свои полномочия. В таком случае к стандартному пакету документов прикладывается доверенность и удостоверяющий документ. Однако также понадобятся и документы, подтверждающие информацию о юридическом лице. Как правило, это копии учётных документов.

С течением времени и развитием информационных технологий процесс внесения информации в государственные базы данных становится значительно проще.

Поэтому сегодня, чтобы зарегистрировать транспортное средство, можно воспользоваться тремя возможными путями:

  • обратиться в ГИБДД;
  • обратиться в Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг (далее – МФЦ);
  • воспользоваться государственным порталом «Госуслуги».

Ранее, как можно догадаться, единственным способом осуществления регистрации был визит в органы автоинспекции по месту постоянной регистрации либо же — по месту регистрации юридического лица, если именно от организации шла просьба поставить транспортное средство на учёт. Сегодня процедура упростилась, появились иные способы взаимодействия с органами государственной власти. Но обращение в ГИБДД так и осталось наиболее популярным способом регистрации транспорта,

Предлагаем ознакомиться  Можно ли продать машину без страховки и как перегнать автомобиль по договору купли-продажи?

Сейчас обратиться за постановкой на учёт можно в любое отделение ГИБДД, то есть, отсутствует привязка к месту постоянной регистрации. Единственное, что понадобится в этом случае — это документ, подтверждающий наличие временной регистрации по месту пребывания в конкретной местности.

Обращение в МФЦ имеет свои преимущества и недостатки. Документы, которые необходимо приложить для регистрации, будут таким же, что понадобятся и при обращении в ГИБДД. МФЦ выигрывает в скорости и универсальности. Но есть и важный минус. Сегодня ещё не во всех его отделениях возможно прохождение регистрации транспортного средства. Однако с течением времени подобные минусы в работе будут устранены.

Особо стоит обратить внимание на регистрацию через портал «Госуслуги». Для того, чтобы воспользоваться его функционалом, в первую очередь необходимо пройти регистрацию, которая, к слову, имеет определённые особенности. В частности, заявление о регистрации подаётся в электронной форме. В нём указывается отделение ГИБДД, где будет происходить оформление и получение нового свидетельства о регистрации транспортного средства.

Постановка прицепа на учет

В соответствии с этим пунктом все прицепы подлежат государственной регистрации. В отличие, например, от двухколесных транспортных средств. То есть получить номера нужно и на маленький прицеп для легкового автомобиля, и на огромный полуприцеп для грузовика.

Для регистрации прицепа в ГИБДД Вам потребуются следующие документы:

  1. Паспорт собственника.
  2. Паспорт транспортного средства (ПТС) или электронный ПТС для прицепа.
  3. Договор купли-продажи прицепа (аналогичен автомобильному).
  4. Номера (если ранее выдавались, в том числе транзитные).
  5. Заявление.
  6. Страховой полис ОСАГО, разрешающий управление автомобилем с прицепом (не для всех прицепов, вопрос рассмотрен ниже). Обратите внимание, оригинал полиса предоставляется водителем по желанию, однако страховка должна быть в любом случае оформлена.

Кроме того, следует оплатить следующие государственные пошлины:

  • 1 500 рублей – за выдачу государственных регистрационных знаков (если номера ранее не было);
  • 500 рублей – за выдачу бумажного свидетельства о регистрации или 1 500 рублей за пластиковое СТС;
  • 350 рублей – за внесение изменений в ПТС.

Регистрация прицепа в ГИБДД

Процедура регистрации прицепа, рассмотренная выше, предусматривает, что владелец транспортного средства должен предоставить ПТС. А у самодельного прицепа такого документа изначально нет. Следовательно, процедура постановки на учет несколько усложняется.

Для того, чтобы зарегистрировать самодельный прицеп в ГИБДД потребуется свидетельство о безопасности конструкции транспортного средства.

Для получения свидетельства о безопасности конструкции необходимо обратиться в аккредитованную испытательную лабораторию. Что касается требований, предъявляемых к самодельному прицепу, то они расписаны в приложениях 4-7 к техническому регламенту.

Получение свидетельства о безопасности конструкции позволит Вам на законных основаниях поставить прицеп на учет в ГИБДД.

Если при получении свидетельства о безопасности конструкции прицепа у Вас возникли какие-то проблемы, то напишите о них в комментариях к статье.

Удачи на дорогах!

Требования к прицепу для прохождения регистрации

Главной особенностью регистрации самодельного прицепа является то, что он должен пройти проверку на безопасное использование, то есть, сертификацию. В остальном процедура регистрации будет стандартной, такой же, как и для прицепов, которые изготавливаются на заводе.

Годность самодельного прицепа к использованию на дороге определяется аккредитованным сертифицированным центром по месту нахождения отделения ГИБДД. Другими словами, организация, которая будет проводить аккредитацию, должна иметь соответствующее разрешение на занятие данным видом деятельности.

Естественно, для проведения сертификации необходимо будет собрать ряд документов и предоставить их в инспекцию.

Для экспертизы понадобится следующий пакета документов:

  • направление на экспертизу, которые выдаётся в ГИБДД;
  • квиток, подтверждающий уплату госпошлины;
  • удостоверение владельца;
  • заявление о регистрации;
  • квитанции о приобретённых частях устройства;
  • прочие документы, которые могут потребоваться для вынесения экспертного решения.
Предлагаем ознакомиться  Как крепить детское сиденье в автомобиле

Годен ли прицеп к использованию на дороге, определяется по факту его соответствия требованиям Технического регламента Таможенного союза ТР ТС 018/2011 «О безопасности колёсных транспортных средств».

Таким образов, проверка проходит по следующим критериям прицепа:

  1. Устойчивость к магнитным излучениям.
  2. Наличие необходимых осветительных приборов.
  3. Пожаробезопасность.
  4. Безопасность крепления к автомобилю.
  5. Устойчивость при буксировке.
  6. Соответствие шин.
  7. Наличие защиты от брызг.
  8. Уровень шума.
  9. Грузоподъёмность.

По окончании проверки выносится соответствующее заключение, на которое в дальнейшем и будут опираться сотрудники ГИБДД, решая вопрос, можно ли зарегистрировать самодельный прицеп или нет.

ОСАГО на прицеп

В 2020 году получение отдельного полиса ОСАГО для прицепа не требуется. Владелец автомобиля, который будет эксплуатироваться с прицепом, должен купить специальный полис ОСАГО, разрешающий использование прицепа.

Итак, если у Вас есть личный прицеп для легкового автомобиля, то покупать для него ОСАГО необязательно.

Что касается прицепов для грузовых автомобилей, автобусов, мотоциклов, мотороллеров, а также принадлежащих юридическим лицам, то для их использования потребуется специальный страховой полис.

Примечание. Полис ОСАГО следует купить для автомобиля, который будет буксировать прицеп. При этом в пункте 2 документа должна стоять отметка “Транспортное средство используется с прицепом: [Х] да”

Напомню, что в 2020 году для получения полиса ОСАГО необходима действующая диагностическая карта технического осмотра. Подробности Вы можете узнать в серии статей “Новый закон о техосмотре автомобиля”.

В 2020 году легкие прицепы, принадлежащие физическим лицам, не должны проходить технический осмотр.

Прицепы, оборудованные для перевозки опасных грузов, должны проходить техосмотр раз в 6 месяцев.

Возраст прицепа Периодичность техосмотра
от 0 до 3-х лет не требуется
от 3-х до 7-ми лет 2 года (24 месяца)
старше 7-ми лет 1 год (12 месяцев)

Если Вы планируете в ближайшее время проходить технический осмотр прицепа, то рекомендую Вам ознакомиться с таблицей требований, предъявляемых к прицепам при проведении техосмотра. К прицепам массой до 3500 кг относится колонка “O1, O2”, к прицепам массой более 3500 кг – колонка “O3, O4”.

Таким образом, если Вы хотите поставить на учет прицеп для легкового автомобиля, принадлежащий физическому лицу, Вам нужно просто обратиться в отделение ГИБДД для его регистрации. В иных случаях Вам придется сначала пройти техосмотр и получить полис ОСАГО, а лишь затем ехать на регистрацию.

Какие нужны документы для регистрации

После того как будет пройдена экспертиза прицепа, необходимо собрать ещё один комплект документов, которые уже понадобятся для осуществления регистрации:

  • заявление о регистрации;
  • удостоверяющий документ;
  • паспорт транспортного средства и свидетельство о регистрации (при их наличии);
  • документ о праве собственности на прицеп (его заменой будет заключение экспертизы);
  • квиток, подтверждающий уплату госпошлины;
  • страховой полис.

Сколько будет стоить оформление

Вопрос стоимости оформления достаточно актуальный. Естественно, нужно понимать, что постановка на учёт — это действие юридического плана, которое сопряжено с работой должностных лиц государственных органов. За его осуществление придётся заплатить государственную пошлину.

Размер госпошлины, необходимой к уплате, оговаривается ст. 333.33 НК РФ:

  1. Постановка на учёт с новыми номерами — 1500 рублей.
  2. Паспорт транспортного средства — 800 рублей.
  3. Оформление нового свидетельства — 500 рублей.
  4. Выдача документа технического осмотра — 400 рублей.

Ещё один вопрос касается полиса ОСАГО. Для осуществления регистрации необходимо приложить страховой полис. Естественно, за него необходимо будет заплатить.

Но необходимость уплаты госпошлины не единственная сложность. Главная проблема при постановке самодельного прицепа на учёт заключается в том, что велик шанс несоответствия прицепа установленным требованиям безопасности. К сожалению, это весьма существенное основание для отказа в регистрации.

Его вполне можно устранить, если внести конструктивные изменения в самодельный прицеп, исправив те недочёты, в силу которых результат экспертизы был неудовлетворительным. К сожалению, подобное не всегда представляется возможным.

Предлагаем ознакомиться  Персональные данные – что это такое?

Что делать, если в регистрации отказали

Если с регистрацией возникли проблемы, то не исключено, что поводом к этому послужила ошибка в действиях самого заявителя. Такой отказа будет законен. В таком случае заявителю просто нужно устранить причины отказа. К примеру, если поводом к отказу стал неполный предоставленный пакет документов, то в таком случае необходимо недостающие документы предоставить, и регистрация будет осуществлена.

В подобном случае можно воспользоваться услугами юристов. К сожалению, на сегодняшний день существует много юридических фирм, которые обманывают своих клиентов и представляют некачественные юридические услуги. Поэтому обращаться стоит только в те компании, которые действительно зарекомендовали себя на рынке юридических услуг позитивно.

Как и любое административное действие, отказ в регистрации транспортного средства можно обжаловать разными путями:

  1. Вышестоящему должностному лицу.
  2. В судебную инстанцию.

Минус судебного разбирательства в том, что на рассмотрение дела необходимо время, которого у автомобилиста никогда нет. Но в итоге, если решение будет в его пользу решение будет вынесено действительно независимо и справедливо, поскольку оно будет разрешаться в судебном порядке по существу с учётом всех обстоятельств дела, изучением документов и выслушиванием мнений сторон.

Если же выбрать досудебный порядок, то не исключено, что вышестоящие должностные лица будут своих подопечных прикрывать, поскольку распространено понятие «должностная солидарность». Тем не менее, несмотря на подобный факт, многие спорные вопросы решаются именно на досудебной стадии. Практикующие юристы советуют прибегать к комплексному способу решения вопроса путём обжалования действий вышестоящему должностному лицу, прокурору (для проведения прокурорской проверки по факту нарушения прав) и в суд.

Как снять с учёта автомобильный прицеп

Вопрос снятия транспортного средства с учёта поднимается, как правило, когда происходит его продажа. Однако возможны и иные причины. К примеру, его утилизация или вывоз за пределы страны.

Для снятия прицепа с учёта нужно обратиться в ГИБДД и подать следующий пакет документов:

  • свидетельство о регистрации;
  • регистрационные знаки;
  • паспорт на прицеп;
  • документ, удостоверяющий личность.

Если никаких вопросов к заявителю не будет, прицеп с учёта будет снят, о чём обратившемуся будет выдана соответствующая справка.

С точки зрения закона такой вариант имеет место быть. Никаких нарушений в этом нет. Однако специалисты советуют не прибегать к этому способу, поскольку не раз на практике встречались случаи, когда у предыдущего собственника возникали проблемы из-за неосмотрительных действий нового хозяина.

Любое транспортное средство, которое используется на дороге, будь то автомобиль или прицеп, должно иметь разрешение на использование, то есть, оно должно быть в законном порядке зарегистрировано. Данные о нём и о его владельце должны быть внесены в соответствующую базу данных транспортных средств. Подобное строгое отношение к транспортным средствам обусловлено необходимостью создания безопасных условий дорожного движения. Именно эту цель преследуют сотрудники ГИБДД.

Если речь идёт о самодельном прицепе, то вопрос безопасного использования ставится во главу угла. Проведение регистрации прицепа, как и его использование, невозможно, если прицеп не пройдёт соответствующую экспертизу в специальном экспертном учреждении с вынесением положительного решения.

Только после того, как прицеп пройдёт все этапы исследования и подойдёт под все критерии технического регламента, его регистрация в базе данных ГИБДД и использование на дороге будет возможно. Пренебрежение этим правилом, т. е., использование самодельного прицепа без получения на это соответствующего разрешения, грозит владельцу прицепа штрафами, а в самом худшем случае может повлечь на дороге возникновение аварийной ситуации.

Удачи на дорогах!