Штраф за отсутствие предрейсового технического осмотра

Порядок ПТО автомобильного транспорта утверждает Приказ Минтранса от 8/09-18 г. № 296. Опираясь на него руководители организаций и ИП обязаны обеспечить выпуск автомобилей на линию в исправном состоянии. Требования касаются физических и юридических лиц, использующих ТС для перевозки пассажиров и грузов независимо от цели рейса.

Даже осуществляя поездку для личных нужд, необходимо оформлять путевой лист, заполняя обязательные реквизиты. Предрейсовый технический контроль — один из них. Повышенные требования предъявляются к квалификации механика, отвечающего за выпуск исправного транспорта на линию. Неисполнение или нарушение требований ПТО ТС влечет административную ответственность.

Обратите внимание: Прежний Приказ Минтранса № 141 отменен и заменен на 296, в котором новые требования проведения ТО перед рейсом расписаны подробно. Если что-то непонятно, отталкивайтесь от обязательных атрибутов путевого листа. При отсутствии отметки о пройденном ТО ТС выезжать в рейс запрещено.

Контролер обязан вносить сведения о проведении ПТО ТС в журнал учета (регистрации), который может быть двух видов: бумажный (обычный) или электронный, с возможностью распечатки содержимого страниц. Информация заверяется проверяющим автомобиль механиком. В эл. формате проставляется его усиленная квалифицированная эл. подпись.

Документ обязательно должен отражать следующие данные: • марка, модель ТС; • госномер; • ФИО водителя, если он известен; • ФИО контролера; • Дату и время (до минут) осмотра ТС; • Показания одометра; • Отметку о проведенном ТО автомобиля; • Подпись лица, осуществляющего контроль работоспособности основных систем и узлов ТС.

Не запрещено добавлять дополнительные поля и сведения, отражающие особенности и специфику перевозок. Как обычно, бумажный формат журнала нужно прошнуровать, страницы пронумеровать. Обратите внимание: подписи водителя в журнале не требуется. Примечание: Выпуск на линию ТС без проведения тех контроля и отметки механика в путевом листе запрещен.

указано в трудовом договоре обязанность управления автомобилем или нет; оказывает ли организация услуги по перевозке грузов, пассажиров, багажа или нет; имеется ли в штате должность водителя или нет. Осуществляя служебную поездку, водитель или лицо, исполняющее обязанности такового, подпадает под действие закона 2.1.1 ПДД.

Примечание: К понятию «прямо предусмотренных» относят случаи, когда:
ТС управляет наемный водитель-перевозчик;

  • перевозят негабаритный или опасный груз (медицинский контроль проходить надо ежедневно);
  • автомобиль принадлежит юридическому лицу или ИП;
  • осуществляется перевозка людей (пассажиров).

Данный закон распространяется на водителей, управляющих ТС, оформленным на юридическое лицо, на перевозчиков опасных, негабаритных грузов, пассажиров или багажа.

Если обвинение строится на ФЗ №196 ст. 2 (от 15.11.95 г.), а к водителям причисляется любой человек за рулем, решение будет однозначным. Как это случилось в Омском облсуде от 9.02.16 дело № 77-80/2016.
Чтобы избежать штрафов, а не рассчитывать на везение, необходимо не только оформлять путевые листы, но и организовать (заключить договор с лицензируемым медучреждением) прохождение предрейсового медосмотра для лиц, исполняющих обязанности водителя, независимо от того, на каком автомобиле он совершает поездки по службе, кем числится в компании, каким способом ведется учет ГСМ, как это отражается на налоговых вычетах.

Судебная практика В случае, если работник оформлен не в качестве водителя, но вынужден исполнять его обязанности – управлять автомобилем в служебных целях, возникает спорная ситуация. Судебная практика неоднозначна: есть противоположные мнения и у блюстителей закона.
В деле № А32-7034/2011 (от 28 декабря) Постановление № 15АП-12568/2011 (15 арбитражный апелляционный суд) принято решение о необходимости организовать проведение предрейсовых медосмотров в отношении лиц, не являющихся водителями по штату, но управляющих ТС компании в служебных целях.

О необходимости исполнять требования ФЗ по безопасности дорожного движения заявил и 6 арбитражный суд (дело № А37-2345/2012 от 6 июня 13 года), Постановление № 06АП-5556/2012. В вынесенном решении сказано: имея на балансе ТС, организация обязана обеспечить прохождение предрейсовых медосмотров (техосмотр), как это предусмотрено законом. Отвечает за организацию работодатель, он же несет и финансовые издержки.

Что входит в предрейсовый медицинский осмотр водителей

7. Проведение предсменных, послерейсовых и послесменных послерейсовых медицинских осмотров осуществляется за счет средств работодателя

Что входит в предрейсовый медицинский осмотр водителей

8. Предсменные, предрейсовые, послесменные, послерейсовые медицинские осмотры проводятся медицинскими работниками, имеющие и (или) средне-профессиональное образование, медицинской организацией или оной организацией осуществляющей медицинскую деятельность (в том числе медицинским работником состоящим в штате работодателя при наличии лицензии на осуществление медицинской деятельности) предусматривающей выполнение работ (услуг) по медицинским осмотрам (предрейсовым, послерейсовым, предсменным, послесменным).

Предлагаем ознакомиться  Соседи жалуются что мы без конца шумим
Что входит в предрейсовый медицинский осмотр водителей

9. Организация проведения обязательных предсменных, предрейсовых и послесменых, послерейсовых медицинских осмотров возлагается на работодателя.

На этом основании у юрлица, эксплуатирующего автотранспорт, появляется обязанность по организации предрейсовых осмотров водителей. Легковой автомобиль, управляемый гендиректором, не является исключением.

Что входит в предрейсовый медицинский осмотр водителей

По иному на подобные обстоятельства смотрит судья по делу № А70-1916/2014, Постановление № 08АП-5835/2014 (12.08.2014 г.) Опираясь на первые пункты статей: 20 и 23 ФЗ «ОБДД» №196, он сделал вывод, что закон касается только лиц, зачисленных в качестве водителей в штат компании, занимающихся перевозкой груза, пассажиров или багажа.

Согласно этому решению иметь путевки работник обязан (она оформляется на ТС), но директор компании не обязан проходить врача. Так было отказано в ходатайстве Управлению Госавтонадзора, предписавшему ООО организовать для лиц, управляющих ТС, находящимся на балансе общества, прохождение предрейсового медосмотра, и заполнение дорожных документов со всеми обязательными атрибутами.

Несмотря на подобные решения, начальник по трудовым спорам Д.В.Елисеенко рекомендует организациям, имеющим на балансе ТС, которыми управляют сотрудники, не являющиеся водителями, заняться организацией проведения предрейсовых медосмотров. Тенденция судопроизводства такова, что подобные дела рассматриваются больше в пользу контролирующих организаций, а водителем, по Правилам ДД, является любое лицо, управляющее транспортом, и не важно, какую должность занимает сотрудник.

В апреле по делу № 21-736/2016 г. Хабаровска было отказано в апелляции должностному лицу Столярову Е.М. Водитель не имел в путевом листе штампа о предрейсовом медосмотре. Ответственное лицо за организацию прохождения осмотров подвергли административному штрафу в размере 30 тысяч. рублей по ст.12.31.1 ч. 2 КоАП.

Организациям предписано, независимо от рода деятельности, организовать на предприятии (заключить договор с лицензируемым медучреждением) прохождение предрейсового осмотра лиц, исполняющих обязанности водителя. Используя транспорт компании для служебных поездок, необходимо оформлять путевой лист. Документ предусматривает наличие обязательных реквизитов, к которым относится штамп врача.

Обратите внимание на Постановление ВС РФ от 19.12.16 №18-АД16-173. Торговые представители, объезжающие клиентскую базу, по маршруту, указанному в путевом листе, на тех же основаниях, должны проходить предрейсовый медосмотр. Организовать и оплатить его обязан работодатель. В должностной инструкции торгового представителя прописаны обязанности водителя, он регулярно проходит инструктаж, автомобиль необходимо предъявлять для осмотра механику, пользуясь путевкой, иметь в ней штампик врача.

Вывод: Из вышесказанного приходим к заключению, что несмотря на неоднозначность судебных решений, наблюдается неуклонный рост постановлений, где закон поддерживает требования контролирующих органов. К водителям, обязанным проходить предрейсовый осмотр, причисляют лиц, которым полагается ездить с путевым листом.

ЗАО «ДХЛ Интернешнл» обратилось с иском в суд, оспаривая предписания Государственного инспектора труда. Среди многочисленных нарушений, выявлено: отсутствие регистрации путевых листов; организация предрейсовых осмотров не соответствует требованиям закона по статьям 20 и 23 №196 ФЗ от 10.12.95 г. Судья (дело № 2-742/2014) поддержал сторону Трудинспекции.

По делу № 5-9/2015 (5-1993/2014) вынесено административное наказание в виде штрафа по ст. 19.20 ч. 3. В ходе плановой проверки Росздравнадзор выявил множественные нарушения, в т. ч. отсутствие у медсестры, обслуживающей филиал РТРС, лицензии на право проводить предрейсовые осмотры. Протокол об административном правонарушении на водителя (находящегося в алкогольном опьянении) и должностное лицо составил инспектор МОГТОРЭР № 5 ГИБДД ГУ МВД.

Работникам каких предприятий нужно проходить регулярные предрейсовые осмотры

Что входит в предрейсовый медицинский осмотр водителей

Перед официальным выходом на работу (смену) водитель должен посетить медработника и пройти обследование. Это нужно, чтобы исключить такие факторы, как наличие заболеваний в острой форме, состояния опьянения и (или) отравления токсическими веществами. Они негативно влияют на управление транспортом или вообще делают невозможным труд и выход на работу.

Что входит в предрейсовый медицинский осмотр водителей

Водители общественного транспорта обязаны проходить предрейсовый медосмотр

Процедура обязательна к прохождению лицам, деятельность которых связана с вождением некоторых категорий транспорта. Это работники:

  • транспортных компаний;
  • организаций по перевозке пассажиров;
  • спецтехники коммунальных и дорожных служб;
  • инкассаторских компаний;
  • ГАИ, МЧС, пожарных служб;
  • логистических компаний.

Водители транспорта оперативных служб, которые выезжают по экстренному вызову, могут не проходить предсменный обязательный медицинский осмотр.

Индивидуальным предпринимателям, которые самостоятельно осуществляют перевозки и управляют транспортом также обязательно посещение медработника перед началом поездки.

Предлагаем ознакомиться  Разработка инструкций по охране труда Блог по охране труда

Внимание! По закону, предрейсовое (а также послерейсовое) освидетельствование для сотрудников предприятий оплачивает работодатель.

  • Оценку общего состояния и сбор жалоб (анамнеза).
  • Измерение температуры тела, артериального давления и пульса, визуальную оценку цвета кожи и видимых слизистых.
  • Установление факта опьянения или остаточных явлений от приема токсических веществ (алкоголь, наркотики или другие психоактивные вещества).

Важно! Если основные показатели здоровья водителя в пределах нормы, в его путевом листе ставится отметка (штамп) о прохождении предрейсового осмотра и допуске к выполнению трудовых обязанностей.

Что входит в предрейсовый медицинский осмотр водителей

Измерение артериального давления водителя во время предрейсового медосмотра

  • медицинские организации при наличии соответствующей лицензии и договора с компанией;
  • медицинские работники со средним профессиональным или высшим образованием (а также штатные медработники работодателя) при наличии сертификата.

Для этого руководство предприятия должно выделить специальное помещение или несколько комнат (кабинетов). Одна — для осмотра водителя, другая — для сбора анализов (биологических сред).

Что входит в предрейсовый медицинский осмотр водителей

Использование алкотестера во время предрейсового медосмотра

В кабинете для осмотра обязательно наличие:

  • письменного стола, шкафа, стульев, сейфа;
  • кушетки;
  • медицинских приборов (тонометр, термометр, стетоскоп, медицинские шпатели);
  • алкотестера и тест-полосок для определения ПАВ в моче;
  • набора для оказания первой (неотложной) медицинской помощи.

При проведении освидетельствования медработнику нужны бланки протоколов обследования и справок для направления в медицинское учреждение, а также телефон.

Что входит в предрейсовый медицинский осмотр водителей

Если же осмотр проходит на базе лечебного учреждения, то руководству больницы и предприятия нужно заключить договор о сотрудничестве и согласовать часы приема медицинского работника.

Существуют организации, которые предлагают свои услуги по проведению предсменных (послесменных) медосмотров. Например, в Одинцово, Подольске и других районах Московской области можно воспользоваться услугами таких центров. Это удобно, так как их кабинеты отвечают всем нормативным требованиям, а сотрудники постоянно проходят переподготовку.

Важно! Получить консультацию, подать заявку можно дистанционно, по телефону или на сайте. А вот оформить и забрать документы придется непосредственно в офисе.

Что входит в предрейсовый медицинский осмотр водителей

Журнал предрейсовых и послерейсовых осмотров хранится у медработника

Полученные в ходе обследования данные заносят в журнал для регистрации предрейсовых, предсменных медицинских осмотров. Его можно вести как в бумажном, так и в электронном виде. Хранится журнал у медработника, который проводит осмотры.

Для обеспечения ежедневного предрейсового (послерейсового), предсменного ТО ТС есть два пути: 1. Иметь в штате транспортной компании механика соответствующей квалификации на должности контролера техсостояния ТС. Это лицо, ответственное за выпуск автотранспорта на линию в исправном состоянии. 2. Заключить договор с организацией, оказывающей услуги по ПТО автотранспорта.

Их механик будет перед 1 рейсом (сменой), то есть, раз в день проверять работу основных узлов и систем, выезжая к месту парковки ТС. Обратите внимание: Выезд транспорта для перевозки грузов или пассажиров с постоянного места парковки без технического контроля запрещен. При ДТП страховые выплаты, в этом случае, не производятся, а путевой лист могут признать недействительным.

Что входит в предрейсовый медицинский осмотр водителей

Для индивидуальных предпринимателей исключений нет. Они так же, как все перевозчики, обязаны оформлять путевые листы (пусть и сами себе) с отметкой о прохождении предрейсового техконтроля ТС. Кто будет его проводить неважно: лицо, с которым заключен договор или сам предприниматель. Главное — наличие диплома минимум о средне-техническом профобразовании квалификация, позволяющая осуществлять ПТО в соответствии с нормативами РФ (Приказом № 287 п. 14).

Договор или документы (копии), подтверждающие полномочия проведения техконтроля, желательно возить с собой. При проверке они пригодятся. Не придется тратить время, ища подтверждение, что путевка выписана согласно с нормативами Минтранса.

Причины, по которым могут не пустить в рейс

Контролером может быть механик (автотехник), имеющий аттестат по специальности техобслуживание и ремонт автотранспорта. Код программы обучения — 23.02.03 (автодело). Опыт работы по специальности не требуется. Либо человек, прошедший обучение по специальности «Техники и технологии наземного транспорта» (код 23.00.

00 расширенной группы), кроме специализации автомеханика (23.02.03), — ремонт и обслуживание автомобильного транспорта. Для зачисления на должность контролера требуется, чтобы сотрудник отработал минимум 12 месяцев в сфере обслуживания или техконтроля автотранспорта. Или лицо, имеющее документ об окончании курса «техники и технологии наземного транспорта» (код 23.00.

00, не включенный в расширенную группу программ). Чтобы проводить ПТО автомобильного транспорта, требуется дополнительное пройти переподготовку. После которой присвоят квалификацию контролера. Тогда опыт работы в этой сфере не требуется.Проще говоря, у претендента на должность контролера техсостояния автомобилей должно быть: 2.

Предлагаем ознакомиться  Режим работы водителя-дальнобойщика по тахографу в Европе

Что входит в предрейсовый медицинский осмотр водителей

Минимум средне-техническое образование. 3. Диплом специалиста: «Техобслуживание и ремонт ТС» или «Техники и технологии наземного транспорта».4. В зависимости от объема программы обучения с кодом 23.00.00 нужен либо минимальный стаж работы — 1 год, связанный с обслуживанием автотранспорта, либо перепрофподготовка с получением квалификации контролера. 5.

Но бывает и так, что после обследования медработник не может допустить водителя к выходу в рейс. Это возникает при:

  • наличии заболевания в острой стадии или обострении хронического недуга;
  • положительном тесте на содержание алкоголя в выдыхаемом воздухе;
  • наличии следов психоактивных и токсических веществ в моче.

В этом случае водителя не допускают к работе. Ему выдают справку, в которой указаны:

  • дата и время прохождения предрейсового осмотра,
  • предварительный диагноз;
  • цель направления;
  • подпись медработника (с расшифровкой).

С ней работник должен обратиться в медицинское учреждение, где ему поставят диагноз, оформят листок нетрудоспособности и назначат соответствующее лечение.

Отчетная документация: о хранении журнала и штампе предрейсового медосмотра

Проведение ТО, ТС. Перед началом движения (выездом с места парковки) подтверждает подпись механика с указанием даты и времени в путевом листе. Если обратиться к Приказу №296 п. 12 (см. таблицу), там говорится про отметку. Это маленький штамп со словом «Пройден», как показано на образце. Фраза: «Отметка о предрейсовом техническом состоянии ТС» в специальном поле — это элемент бланка путевого листа.

Согласно Приказу №152 (18/09-08 г.), п. 16, О порядке заполнения п/л слово «Штамп» заменено на «Подпись». Поэтому для подтверждения прохождения техконтроля ТС штамп не требуется вовсе, но и не запрещен. Главное, чтобы стояла подпись контролера, фамилия с инициалами, дата и время, подтверждающие осмотр. О чем производится запись в журнале регистрации тех состояния автотранспорта.

Будет правильным, если контролер вместо большого штампа, включающего длинный текст о проведенном ПТО, поставит отметку «Пройден», заверит сведения подписью в путевом листе и внесет такие же данные в журнал.

Предрейсовый технический осмотр такси

Что входит в предрейсовый медицинский осмотр водителей

Прохождение ПТО для такси такое же, как и для всех перевозчиков пассажиров, багажа или грузов. Отличие только в том, что путевой лист надо оформлять всегда, когда авто выезжает на линию, имея пассажира (даже родственника), так как, лицензируемый вид деятельности предусматривает смену собственника ТС.

Если автомобилем управляет сам владелец, при работе в такси, транспортом распоряжается компания, выдавшее разрешение. Поэтому при поездке в личных целях, как частное лицо, все равно нужно оформлять путевку. А где путевой лист — там обязательные реквизиты — нужен медицинский и технический осмотр. Например, если ваше личное авто заберут на штрафстоянку, вызволять его должен представитель компании, выдавшей разрешение на работу такси, а не хозяин ТС (во всяком случае, в течение первых 2-х месяцев).

Если же водитель на собственном автомобиле не совершает перевозку пассажиров и багажа, один едет по своим делам, без фонаря на крыше, двигаясь в общем потоке, путевка ему не нужна. При езде на арендованном авто, совершать поездки для собственных нужд без путевки вообще нельзя. На транспорт-такси всегда требуется выписывать путевой лист, значит, обязательно проходить ПТО.{amp}gt;

Договор предрейсовый технический осмотр

Если возможность принятия в штат механика-контролера соответствующей требованиям российского законодательства квалификации, не рассматривается, остается — заключение договора с компетентными специалистами. Где их искать, какие варианты есть: 1. Обратиться в транспортную компанию, где такой специалист есть.

Если у него будет время подъехать к месту парковки вашего авто, он сможет провести предрейсовый ТО. К сожалению такие сотрудники загружены работой на своем предприятии. 2. Узнать в ближайшем от стоянки ТС автосервисе, смогут ли они ежедневно проводить ПТО и нести ответственность за выпуск исправного авто на линию. 3.

Лучший вариант — обратиться в компанию, которая специализируется на оказании услуг по ПТО. У нас хватит специалистов, чтобы в любое, удобное для вас время, провести осмотр ТС на месте парковки. Кроме этого, в случае аварии доставят авто в ремонтную мастерскую. Они несут материальную ответственность за качество своей работы и мн. др.

Судебная практика по проведению предрейсовых осмотров Москве

Для контроля московских водителей-перевозчиков пассажиров, то есть, таксистов, кроме сотрудников ДПС создана дополнительная организация МАДИ. В связи с этим шансы проверки путевого листа с наличием обязательных реквизитов, к которым относится предрейсовый техосмотр ТС, увеличиваются. Поэтому отметка о проведении ПТО авто перед выездом с места парковки актуальна, как нигде.