Содержание

Что нужно для внедрения трехступенчатого контроля?

Основное условие для организации трехступенчатого контроля – это наличие профсоюза
или другого представительного органа работников в организации. От председателя профсоюза многое зависит в вопросах охраны труда. Он должен организовать общественный контроль, руководить работой уполномоченных по охране труда, вести переговоры с руководителем организации.

Также необходимо будет сформировать комитет по охране труда
, который займется организацией совместных действий работодателя и работников в этой области. Комитет выполняет следующие обязанности:

  • организует проверку состояния условий и охраны труда на рабочих местах;
  • информирует работников о результатах этих проверок;
  • собирает предложения к разделу коллективного договора об охране труда.

Ирина АШРАПОВА,

специалист по охране труда, «АстраЗенека Россия» (Москва)

Требование сформировать комитет по охране труда может исходить от работников. В этом случае работодатель обязан поддержать инициативу и включить в состав комитета своих представителей.

Численность комитета по охране труда зависит от размера организации, специфики производства, количества структурных подразделений и других особенностей. Ее определяют по взаимной договоренности сторон – работодателя и работников (ст. 218 ТК РФ).

Ирина АШРАПОВА,

Численность комитета по охране труда зависит от размера организации, специфики производства, количества структурных подразделений и других особенностей. Ее определяют по взаимной договоренности сторон – работодателя и работников (ст. 218 ТК РФ
).

Трехступенчатый контроль наиболее актуален для крупных производственных организаций. Эта система часто встречается на предприятиях, где безопасную работу организуют по старым правилам, разработанным во времена СССР.

В качестве примера отрасли, где трехступенчатый контроль будет эффективным, можно привести строительство. Так, генподрядчик, который работает с множеством субподрядных организаций, не всегда может полностью контролировать порядок и соблюдение требований охраны труда на объекте. Отсюда большая вероятность несчастных случаев и других инцидентов.

Однако практически всех нарушений по охране труда можно избежать, если на каждом участке организовать и проводить трехступенчатый контроль.

Основное условие для организации трехступенчатого контроля – это наличие профсоюза или другого представительного органа работников в организации. От председателя профсоюза многое зависит в вопросах охраны труда. Он должен организовать общественный контроль, руководить работой уполномоченных по охране труда, вести переговоры с руководителем организации.

Посмотреть образец

Права и обязанности уполномоченных по охране труда

1.Содействие созданию на предприятии
здоровых и безопасных условий труда;

2.Представление интересов работников
в государственных и общественных
организациях при рассмотрении трудовых
споров;

3.Принимать участие в осуществлении
контроля за состоянием охраны труда, а
также контролировать соблюдение
законодательства о труде, своевременность
обеспечения спецодеждой, спецобувью,
средствами защиты;

4.Проведение всех видов обучения по
охране труда;

5.Принимать участие в расследовании
несчастных случаев на производстве,
участвовать в улучшении условий на
рабочих местах, подавать предложения
для включения в коллективный договор.

Как проводят трехступенчатый контроль?

Организацией трехступенчатого контроля обычно занимается руководитель компании, служба охраны труда и руководитель профсоюза или иного представительного органа работников. Контроль проводят:

  • на первой ступени – на участке подразделения, в смене или бригаде;
  • на второй ступени – в подразделении в целом;
  • на третьей ступени – в организации в целом.

Результаты трехступенчатого контроля отражают в Журнале трехступенчатого контроля за состоянием условий и охраны труда (далее – Журнал трехступенчатого контроля).

Контроль на первой ступени ежедневно перед началом работы проводят руководители участков (мастера, начальники участков, начальники смены) совместно с членом профсоюза, уполномоченным по охране труда. На этом этапе нужно проверить:

  • устранены ли нарушения, выявленные в ходе предыдущей проверки;
  • состояние условий труда на каждом рабочем месте;
  • состояние проходов и проездов;
  • наличие защитных и сигнальных ограждений;
  • наличие необходимого для работы исправного инструмента и приспособлений;
  • безопасность технологического оборудования, грузоподъемных и транспортных средств;
  • соблюдение правил складирования материалов, заготовок, приспособлений;
  • наличие, исправность и правильность использования работниками средств индивидуальной защиты;
  • состояние электробезопасности и соблюдение работниками правил электробезопасности при работе на электроустановках и с электроинструментом;
  • наличие у работников удостоверений, нарядов-допусков, других документов на выполнение работ с повышенной опасностью.

Выявленные нарушения нужно немедленно устранять. Этот процесс контролирует непосредственный руководитель работ на данном участке. Если нарушения невозможно устранить силами участка, то непосредственный руководитель работ по окончании осмотра докладывает об этом вышестоящему начальнику. Совместно они решат, какие мероприятия нужно провести для устранения ошибок и назначат работников, ответственных за их реализацию.

Сотрудник, проводивший осмотр, или руководитель участка делает запись о выявленных нарушениях в Журнале трехступенчатого контроля. Под записью обязательно расписывается уполномоченный по охране труда профсоюза или иного представительного органа работников.

Если на первой ступени контроля будет выявлено грубое нарушение по охране труда, которое может навредить здоровью сотрудников или привести к аварии, то работы приостанавливают до тех пор, пока нарушение не устранят. При этом в журнале трехступенчатого контроля проверяющие делают запись о том, что рекомендуется приостановить работы до устранения нарушений.

Обо всех обнаруженных несоответствиях руководитель работ должен информировать своих подчиненных. Кроме того, он ежедневно отчитывается о состоянии охраны труда на своем участке перед вышестоящим руководителем.

Ответственным за контроль на второй ступени назначается руководитель цеха, отдела, строительного объекта с участием уполномоченного по охране труда из профсоюза. На этом этапе к проверке могут подключиться представители технических служб подразделения (например, службы главного механика, главного энергетика, главного технолога), специалист службы охраны труда организации.

  • организацию, периодичность проведения и результаты работы первой ступени контроля;
  • выполнение мероприятий, намеченных после предыдущих проверок на первой и второй ступенях контроля;
  • выполнение распоряжений руководителя организации и профсоюза по вопросам охраны труда;
  • выполнение предписаний органов государственного надзора и контроля;
  • выполнение мероприятий, разработанных по результатам расследования несчастных случаев;
  • исправность и соответствие производственного оборудования, транспортных средств и технологических процессов требованиям нормативных правовых актов по охране труда;
  • соблюдение графиков планово-предупредительных ремонтов механизмов, оборудования, технологических режимов работы;
  • состояние охраны труда в подразделениях, наличие плакатов по охране труда, сигнальных цветов, знаков безопасности;
  • наличие и исправность защитных, сигнальных и противопожарных средств и устройств, контрольно-измерительных приборов;
  • своевременность и качество проведения инструктажей работников по охране труда;
  • наличие и правильность использования работниками средств индивидуальной защиты;
  • состояние санитарно-бытовых помещений и устройств;
  • соблюдение установленного режима труда и отдыха, трудовой дисциплины.

Нарушения, которые нельзя устранить на месте, фиксируют в Журнале трехступенчатого контроля в виде замечаний. Руководитель структурного подразделения должен организовать мероприятия по устранению нарушений и один раз в месяц отчитываться перед комитетом по охране труда о состоянии условий и охраны труда в своем структурном подразделении.

Владимир МАСЛОВ,

Пример протокола третьей ступени контроля по от. Трехступенчатый контроль

директор Приволжского филиала ООО «Эйч-Эс-Эй Аттестация» (Нижний Новгород)

Работодателю стоит сформировать график проверок для каждого этапа трехступенчатого контроля. Это позволит проводить осмотры в срок и не пересекать проверки по разным ступеням друг с другом.

Контроль на третьей ступени проводит комиссия во главе с руководителем организации или главным инженером и председателем профсоюзного комитета. В ее состав включают также руководителя службы охраны труда, технической службы и уполномоченного сотрудника по охране труда из профсоюза.

Контроль проводят не реже одного раза в квартал (обычно – один раз в месяц), при этом проверяют:

  • организацию, периодичность проведения и результаты работы первой и второй ступеней контроля;
  • ведение Журнала трехступенчатого контроля;
  • выполнение мероприятий, предусмотренных коллективными договорами, соглашениями по охране труда и другими документами;
  • выполнение мероприятий, разработанных по результатам расследования тяжелых и групповых несчастных случаев и аварий;
  • техническое состояние и содержание зданий, сооружений, помещений, цехов и прилегающих к ним территорий;
  • выполнение приказов и распоряжений, предписаний и указаний органов государственного надзора;
  • обеспеченность работников санитарно-бытовыми помещениями и устройствами;
  • организацию обучения и инструктажей по охране труда.

По результатам проверки комиссия оформляет акт, а выявленные нарушения фиксируют в Журнале трехступенчатого контроля того подразделения, в котором проводилась проверка.

Кроме того, результаты третьей ступени контроля руководитель организации рассматривает с участием руководителей структурных подразделений, главных специалистов, представителей профсоюзной организации. Совместно они разрабатывают мероприятия, с помощью которых можно устранить выявленные недостатки и нарушения, а руководитель предприятия назначает исполнителей и сроки выполнения этих мероприятий. По результатам заседания оформляют протокол.

Пример протокола третьей ступени контроля по от. Трехступенчатый контроль

После этого, при необходимости, руководитель издает приказ о привлечении к дисциплинарной ответственности работников, допустивших нарушения по охране труда или виновных в неудовлетворительной организации работы в этой области. И наоборот: сотрудников, которые добились положительных результатов в работе по охране труда, можно поощрить.

  • организацию, периодичность проведения и результаты работы первой ступени контроля;
  • ведение Журнала трехступенчатого контроля;
  • выполнение мероприятий, намеченных после предыдущих проверок на первой и второй ступенях контроля;
  • выполнение распоряжений руководителя организации и профсоюза по вопросам охраны труда;
  • выполнение предписаний органов государственного надзора и контроля;
  • выполнение мероприятий, разработанных по результатам расследования несчастных случаев;
  • исправность и соответствие производственного оборудования, транспортных средств и технологических процессов требованиям нормативных правовых актов по охране труда;
  • соблюдение графиков планово-предупредительных ремонтов механизмов, оборудования, технологических режимов работы;
  • состояние охраны труда в подразделениях, наличие плакатов по охране труда, сигнальных цветов, знаков безопасности;
  • наличие и исправность защитных, сигнальных и противопожарных средств и устройств, контрольно-измерительных приборов;
  • своевременность и качество проведения инструктажей работников по охране труда;
  • наличие и правильность использования работниками средств индивидуальной защиты;
  • состояние санитарно-бытовых помещений и устройств;
  • соблюдение установленного режима труда и отдыха, трудовой дисциплины.

О периодическом трехступенчатом контроле за состоянием условий и охраны труда

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 6 июня 2009 года N 244

О периодическом трехступенчатом контроле за состоянием условий и охраны труда

(с изменениями на 3 июня 2019 года)

(в ред. постановлений Правительства Амурской области от 05.08.2013 N 337, от 13.09.2017 N 433, от 03.06.2019 N 301)

1. Утвердить прилагаемое Примерное положение о периодическом трехступенчатом контроле за состоянием условий и охраны труда.

2. Рекомендовать работодателям области всех форм собственности, органам первичных профсоюзных организаций и иным уполномоченным работниками представительным органам проводить трехступенчатый контроль за состоянием условий и охраны труда.

3. Управлению занятости населения области (Е.А.Дуленова) рекомендовать органам местного самоуправления муниципальных районов, городских округов области оказывать необходимую помощь работодателям области в практическом применении Примерного положения, утвержденного настоящим постановлением.

(в ред. постановления Правительства Амурской области от 05.08.2013 N 337)

4. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на первого заместителя председателя Правительства области Половайкину Т.Г.

Предлагаем ознакомиться  Закон о земельном контроле

ГубернаторАмурской областиО.Н.КОЖЕМЯКО

УтвержденопостановлениемПравительстваАмурской областиот 6 июня 2009 г. N 244

1. Общие положения

1.1. Настоящее Примерное положение устанавливает порядок проведения трехступенчатого контроля за состоянием условий и охраны труда. На его основе работодатели области могут разрабатывать с учетом своей специфики соответствующие положения.

1.2. Трехступенчатый контроль проводится работодателями области всех форм собственности, в том числе работодателями – индивидуальными предпринимателями, и является основной формой совместного контроля представителями работодателя и трудового коллектива за состоянием условий и охраны труда на рабочих местах.

2. Цели и задачи

2.1. Целью проведения трехступенчатого контроля является выявление нарушений законодательства об охране труда, действующих правил, инструкций, стандартов и других нормативных правовых актов, содержащих государственные нормативные требования охраны труда.

2.2. Проведение трехступенчатого контроля способствует снижению производственного травматизма и профессиональной заболеваемости, обеспечивает коллективную ответственность за состоянием охраны труда всех работников организации.

3.1. Руководство организацией трехступенчатого контроля осуществляют руководители организаций, работодатели – индивидуальные предприниматели, органы первичной профсоюзной организации и иные уполномоченные работниками представительные органы.

первая ступень – на участке цеха (производства), в смене или бригаде (далее – участок);

вторая ступень – в цехе, на производстве или участке (далее – цех);

третья ступень – в организации в целом.

3.3. Первую ступень контроля, предусматривающую ежедневное обследование состояния условий и охраны труда до начала работы (при работе с повышенной опасностью – в течение рабочего дня), проводят начальник соответствующего участка и уполномоченное (доверенное) лицо по охране труда первичной профсоюзной организации или трудового коллектива (далее – уполномоченный по охране труда).

3.4. Вторая ступень контроля проводится еженедельно комиссией, возглавляемой начальником цеха. В состав комиссии входят руководители технических служб и уполномоченные по охране труда цеха, специалист по охране труда или специалист, на которого работодателем возложены обязанности по охране труда.

Работа комиссии осуществляется по графику, который устанавливается начальником цеха и согласовывается с членами комиссии. График составляется так, чтобы один раз в месяц вторая ступень контроля совмещалась с третьей.

3.5. Третья ступень контроля проводится один раз в месяц комитетом (комиссией) по охране труда, созданным в соответствии со статьей 218 Трудового кодекса Российской Федерации.

Приказом работодателя устанавливается ежемесячный единый день проверки состояния условий и охраны труда (День охраны труда). Ежегодно, 28 апреля, День охраны труда работодатели области проводят как мероприятие, посвященное Всемирному дню охраны труда. При совпадении Всемирного дня охраны труда с выходным днем День охраны труда переносится на предшествующий выходному рабочий день.

первая ступень – ежедневное обследование состояния условий и охраны труда начальником участка и уполномоченным по охране труда;

вторая ступень – ежемесячное углубленное обследование комитетом (комиссией) по охране труда.

4.1. Трехступенчатый контроль проводится по программам, составленным с учетом специфики выполняемых работ и примерного перечня вопросов, рассматриваемых при проведении трехступенчатого контроля за состоянием условий и охраны труда (приложение N 1 к Примерному положению).

Программы всех трех ступеней контроля носят целевой характер, то есть предусматривают тщательную проверку состояния охраны и условий безопасности труда по двум – трем конкретным направлениям работ (темам), при этом в программу первой ступени контроля ежедневно включаются вопросы, касающиеся безопасности труда на работах с повышенной опасностью.

4.2. Нарушения, выявленные в результате проверок на первой и второй ступенях контроля, фиксируются в специальных журналах (приложение N 2 к Примерному положению), которые хранятся соответственно у начальников участка и цеха. По итогам выявленных нарушений намечаются мероприятия по устранению нарушений, определяются сроки и ответственные за исполнением мероприятий.

Устранение недостатков проводится, как правило, сразу после их обнаружения. Если недостатки, выявленные проверкой, не могут быть устранены силами работников цеха (участка), то его руководитель по окончании осмотра докладывает об этом вышестоящему начальнику для принятия соответствующих мер.

4.3. Результаты контроля третьей ступени оформляются актом (приложение N 3 к Примерному положению) и обсуждаются в конце дня на заседании комитета (комиссии) по охране труда с участием руководителя организации, работодателя – индивидуального предпринимателя. На заседании рассматривается положительный опыт, определяются полнота предлагаемых мероприятий по устранению недостатков, выявленных проверкой, отчеты о выполнении плана мероприятий, намеченных после предыдущей проверки.

4.4. В случае обнаружения грубого нарушения правил и норм охраны труда, которое может привести к аварии или несчастному случаю, производство работы приостанавливается комиссией второй ступени контроля или комитетом (комиссией) по охране труда до устранений этого нарушения.

5.1. Нарушения, выявленные в результате проверки на первой ступени контроля, устраняются под руководством начальника участка.

Начальник участка и уполномоченный по охране труда перед началом каждой смены информируют работников о выявленных нарушениях и мерах, принятых по их устранению.

Ежедневно, в конце смены, начальник участка отчитывается перед начальником цеха о состоянии охраны труда на участке.

5.2. Контроль за выполнением мероприятий, намеченных по результатам проверки на второй ступени контроля, возлагается на службу охраны труда (специалиста по охране труда), специалиста, на которого возложены обязанности по охране труда.

Ежемесячно начальник и уполномоченные по охране труда цеха информируют свой коллектив о состоянии охраны труда в цехе.

Один раз в месяц начальник цеха отчитывается перед руководителем организации, работодателем – индивидуальным предпринимателем о состоянии охраны труда в цехе.

5.3. По итогам проверки на третьей ступени контроля руководитель организации, индивидуальный предприниматель в недельный срок издают приказ с приложением плана мероприятий по устранению выявленных недостатков, указанием сроков исполнения и ответственных лиц.

Контроль за выполнением мероприятий возлагается на службу охраны труда (специалиста по охране труда), специалиста, на которого возложены обязанности по охране труда.

Приложение N 1к Примерному положению

1.Проверка состояния охраны труда и сбор
предложений по улучшению;

2.Устранение скрытых недостатков,
внедрение всех поступивших предложений;

3.Подведение итогов на дне охраны труда.

УТВЕРЖДАЮ

Председатель Московского

областного объединения

организаций профсоюзов

В.В. Кабанова

Начальник Главного управления

по труду и социальным вопросам

Московской области

В.А. Рушев

ВЫПОЛНЕНИЯ ТРЕБОВАНИЙ ОХРАНЫ ТРУДА В ОРГАНИЗАЦИИ

Настоящие Рекомендации разработаны в целях оказания методической помощи организациям в осуществлении ступенчатого ведомственно – общественного контроля за состоянием условий и охраны труда в структурных подразделениях и на рабочих местах и определяют примерный порядок осуществления контроля за состоянием безопасности труда, устранения выявленных нарушений на всех ступенях контроля.

1.1. Ступенчатый контроль в системе управления охраной труда является основной формой контроля представителей работодателя и профсоюзов или иных уполномоченных работниками представительных органов за состоянием условий и безопасности труда на рабочих местах, производственных участках, в цехах, а также за соблюдением всеми службами, должностными лицами и работающими требований законодательных и иных нормативных правовых актов об охране труда. Ступенчатый контроль не исключает проведения ведомственного контроля в соответствии с должностными обязанностями руководителей и специалистов, а также контроля, обусловленного Положением о комитете (комиссии) по охране труда и Положением об уполномоченных (доверенных) лицах по охране труда профсоюзов или иных уполномоченных работниками представительных органов.

1.2. Целью контроля является выполнение требований безопасности труда в процессе производственной деятельности, предупреждение производственного травматизма, в том числе микротравм, аварийности производства, обеспечение здоровых и безопасных условий труда, обеспечение прав работников на охрану труда, предусмотренных действующим законодательством, а также своевременное устранение нарушений действующих правил и норм по охране труда.

2. Основные положения ступенчатого контроля

2.1. Ступенчатый контроль состоит в последовательном обследовании условий и безопасности труда на 3 ступенях:

1-я ступень – в бригаде, в отделении, на участке, в смене осуществляется бригадиром, мастером (старшим мастером), механиком, энергетиком (далее – мастер) совместно с уполномоченным (доверенным) лицом по охране труда профсоюза или иного уполномоченного работниками представительного органа (трудового

2-я ступень – в структурном подразделении (цехе, отделе, лаборатории и т.п.) осуществляется комиссией, назначенной распоряжением руководителя подразделения в составе: руководителя подразделения, работников технических служб подразделения и представителей профсоюза или иного уполномоченного работниками представительного органа подразделения;

3-я ступень – на предприятии в целом осуществляется комиссией, назначенной приказом – постановлением работодателя совместно с профсоюзным комитетом или иным уполномоченным коллективом представительным органом, в состав которой, как правило, входят: главный инженер (технический директор), главные специалисты (механик, энергетик, технолог и др.), руководитель службы охраны труда, председатель профсоюзного комитета или иного выборного общественного органа, председатель комитета (комиссии) по охране труда организации.

В зависимости от численности работающих, количества самостоятельных подразделений, структуры управления организации контроль может осуществляться и по большему числу ступеней.

2.2. Руководство организацией ступенчатого контроля осуществляют руководитель организации и председатель профсоюзного комитета или иного уполномоченного работниками представительного органа.

2.3. Результаты обследования записываются в журналы ступенчатого контроля за безопасностью труда (далее – журналы) 1-й и 2-й ступеней (рекомендуемые формы журналов приведены в приложениях 1 и 2); результаты обследования 3-й ступени оформляются актом.

2.4. Журналы должны быть прошнурованы, а листы пронумерованы. На последнем листе журналов должна быть подпись руководителя службы охраны труда, скрепленная печатью.

2.5. Не допускаются зачеркивания, подчистки и исправления записей в журналах.

2.6. Журналы выдаются работниками службы охраны труда под роспись:

1-й ступени – мастеру;

2-й ступени – руководителю подразделения.

2.7. Журналы каждой ступени должны предъявляться по первому требованию представителям органов надзора и контроля и другим лицам, осуществляющим контроль и надзор за состоянием охраны труда.

3. Организация и порядок проведения контроля

на первой ступени

3.1. Проверка условий и безопасности труда должна проводиться ежедневно в начале рабочей смены, в дальнейшем – в течение всей смены.

3.2. Проверке подлежат:

3.2.1. Выполнение мероприятий по устранению нарушений, выявленных предыдущей проверкой.

3.2.2. Состояние и правильность организации рабочих мест.

3.2.3. Состояние проходов и проездов вблизи рабочих мест.

3.2.4. Исправность оборудования, контрольно – измерительных приборов, блокировок и сигнализации.

3.2.5. Состояние заземления (видимое крепление шины заземления к оборудованию и аппаратуре).

3.2.6. Наличие и исправность ограждений вращающихся частей оборудования и опасных зон.

3.2.7. Эффективность работы вентиляционных систем.

3.2.8. Наличие и исправность средств подмащивания для работы на высоте.

3.2.9. Наличие на рабочих местах инструкций по охране труда.

3.2.10. Наличие и исправность инструмента и приспособлений.

3.2.11. Состояние площадок для складирования материалов, полуфабрикатов и изделий.

3.2.12. Соблюдение требований безопасности при складировании материалов, их погрузке, транспортировке и разгрузке.

3.2.13. Наличие и правильность использования работниками средств индивидуальной защиты.

3.2.14. Соблюдение работниками требований, изложенных в инструкциях по охране труда и пожарной безопасности, при производстве работ в течение смены.

3.2.15. Соблюдение работниками правил электробезопасности при работе с электроинструментом, электрооборудованием и в электроустановках.

3.2.16. Выполнение работ повышенной опасности.

3.2.17. Соблюдение правил безопасности при работе с вредными, взрыво- и пожароопасными веществами и материалами.

3.2.18. Соблюдение технологических регламентов.

3.2.19. Наличие на руках у работающих удостоверений по охране труда на право выполнения соответствующих работ.

3.3. По выявленным нарушениям и недостаткам мастером и уполномоченным (доверенным) лицом намечаются мероприятия, устанавливаются сроки их устранения и назначаются исполнители по устранению нарушений и недостатков.

3.4. Устранение выявленных нарушений, как правило, должно производиться незамедлительно под непосредственным надзором мастера.

3.5. Если нарушения не могут быть устранены силами участка, то его руководитель должен по окончании осмотра доложить об этом вышестоящему руководителю служебной запиской для принятия соответствующих мер.

Предлагаем ознакомиться  Коллективный договор: содержание, срок действия

3.6. В случае выявления нарушения требований правил и норм, которое может причинить ущерб здоровью работающих или привести к аварии, работы должны быть приостановлены до устранения этого нарушения с незамедлительным извещением об этом руководителя подразделения.

3.7. Результаты проверки записываются мастером в разделе II журнала первой ступени контроля (приложение 1) с росписью мастера, бригадира, уполномоченного (доверенного) лица и исполнителя.

3.8. Мастер с участием бригадиров, уполномоченных (доверенных) лиц ежедневно перед началом работы проводит пятиминутное совещание с работниками по выполнению требований безопасности труда.

3.9. На совещании подводятся итоги работы участка за прошедший день, обращается внимание на безопасное производство работ и намеченные к выполнению на текущий день мероприятия по охране труда.

3.10. В течение рабочей смены мастер осуществляет контроль за соблюдением работниками правил и норм безопасности труда.

3.11. При обнаружении нарушения мастер обязан предупредить рабочего, о чем должна быть сделана соответствующая запись в разделе III журнала первой ступени (приложение 1) с росписью нарушителя и заполнением всех граф раздела. При нарушениях правил безопасности по пункту 3.5 мастер должен написать служебную записку руководителю подразделения о принятии соответствующих мер, например, о наложении дисциплинарного взыскания на нарушителя или использовании мер общественного воздействия.

3.12. Мастер несет ответственность за правильное ведение журнала первой ступени.

3.13. Ежедневно мастер должен отчитываться перед руководством подразделения о состоянии охраны труда на производственном участке.

4. Организация и порядок проведения контроля

на второй ступени

4.1. Комиссия в составе: руководителя подразделения, технолога, уполномоченного (доверенного) лица, члена комитета (комиссии) по охране труда профсоюза или иного уполномоченного коллективом представительного органа один раз в неделю должна проверить:

4.1.1. Организацию и результаты работы первой ступени.

4.1.2. Выполнение мероприятий, намеченных по результатам предыдущих проверок второй и третьей ступеней.

4.1.3. Выполнение приказов и распоряжений по предприятию и подразделению, решений Дней охраны труда, совещаний, собраний по вопросам охраны труда, решений профсоюзного комитета или иного уполномоченного работниками органа, комитета (комиссии) по охране труда.

4.1.4. Выполнение мероприятий по предписаниям и указаниям службы охраны труда, других органов надзора и контроля.

4.1.5. Выполнение мероприятий по материалам расследования несчастных случаев, аварий, профзаболеваний и производственных неполадок.

4.1.6. Состояние и соответствие оборудования, тары, транспортных средств и технологических процессов требованиям стандартов безопасности труда и другой нормативно – технической документации по охране труда.

4.1.7. Соблюдение графиков планово – предупредительного ремонта оборудования, вентиляционных систем и установок, технологических режимов, регламентов и инструкций.

4.1.8. Состояние прилегающих к подразделению территорий и территорий складских площадок.

4.1.9. Состояние стендов по охране труда, своевременное и правильное их оформление.

4.1.10. Наличие и состояние на рабочих местах инструкций и плакатов по охране труда, знаков безопасности, покраску оборудования и строительных конструкций в соответствии с требованиями ГОСТов и производственной эстетики.

4.1.11. Наличие и состояние защитных, сигнальных и противопожарных средств и устройств, контрольно – измерительных приборов.

4.1.12. Своевременность и качество проведения инструктажей и обучения рабочих по безопасности труда.

4.1.13. Обеспечение работников спецодеждой, спецобувью и другими средствами индивидуальной защиты.

4.1.14. Обеспечение работников молоком, лечебно – профилактическим питанием и спецмылом.

4.1.15. Состояние санитарно – бытовых помещений и устройств.

4.1.16. Соблюдение установленного режима труда и отдыха, трудовой и производственной дисциплины.

4.2. Результаты проверки записываются в раздел II журнала первой ступени контроля с росписью членов комиссии.

4.3. Выявленные в ходе проверки на второй ступени контроля нарушения, которые невозможно устранить немедленно, записываются в журнал второй ступени (приложение 2).

4.4. Комиссия намечает мероприятия, а руководитель подразделения назначает исполнителей и сроки исполнения.

4.5. Если намеченные мероприятия не могут быть выполнены силами подразделения, то его руководитель обязан доложить об этом главному инженеру (техническому директору) служебной запиской для принятия соответствующих мер.

4.6. Копия служебной записки должна быть направлена в службу охраны труда предприятия.

4.7. В случае обнаружения нарушений правил и норм охраны труда, которые могут причинить ущерб здоровью работающих или привести к аварии, комиссия должна приостановить работу до устранения этого нарушения.

4.8. Еженедельно руководитель подразделения проводит совещание инженерных служб подразделения, мастеров, бригадиров, актива уполномоченного работниками представительного органа, на котором разбираются результаты проверки, ход выполнения приказов, распоряжений, планов – графиков, предписаний по охране труда, а также собственных решений по предыдущим проверкам.

5. Организация и порядок проведения контроля

на третьей ступени

5.1. Комиссия в составе: главного инженера (технического директора), руководителя службы охраны труда, главных специалистов, ответственных лиц по надзору за объектами, на которые распространяются соответствующие правила Госгортехнадзора, Госэнергонадзора, председателя профсоюзного комитета или иного уполномоченного коллективом представительного органа, председателя комитета (комиссии) по охране труда один раз в месяц должна проверить:

5.1.1. Организацию и результаты работы первой и второй ступеней.

5.1.2. Выполнение мероприятий, намеченных третьей ступенью в прошлом месяце.

5.1.3. Выполнение приказов и распоряжений вышестоящих органов, предписаний и указаний органов надзора и контроля, приказов и распоряжений руководства организации и решений Дней охраны труда, совещаний, профсоюзного комитета или иного уполномоченного коллективом представительного органа по вопросам охраны труда, комитета (комиссии) по охране труда организации.

5.1.4. Выполнение мероприятий по охране труда, предусмотренных коллективным договором, соглашением по охране труда и другими документами.

5.1.5. Выполнение мероприятий по результатам расследования несчастных случаев и актам специального расследования аварий и производственных неполадок.

5.1.6. Наличие и правильность ведения паспорта санитарно – технического состояния подразделения.

5.1.7. Организацию разработки и внедрения стандартов ССБТ.

5.1.8. Организацию технического надзора за содержанием в исправном и безопасном состоянии зданий, сооружений и помещений подразделений и прилегающих к ним закрепленных территорий в соответствии с требованиями нормативно – технической документации (НТД) по охране труда, состоянием проезжей части и пешеходных дорог, переходов.

5.1.9. Соответствие технологического, грузоподъемного, транспортного, энергетического, теплотехнического и другого оборудования требованиям стандартов ССБТ, правилам и другой НТД по охране труда, наличие актов проверок.

5.1.10. Эффективность работы приточной и вытяжной вентиляции, пыле- и газоулавливающих устройств.

5.1.11. Выполнение графика планово – предупредительного ремонта всего оборудования, наличие схем коммуникаций и подключения энергетического оборудования.

5.1.12. Обеспечение работающих спецодеждой, спецобувью и другими средствами индивидуальной защиты, правильность их выдачи, хранения, организации стирки, чистки и ремонта.

5.1.13. Обеспеченность работающих санитарно – бытовыми помещениями, их санитарное состояние и работоспособность санитарно – бытовых устройств.

5.1.14. Организация лечебно – профилактического обслуживания работников.

5.1.15. Состояние стендов по охране труда, своевременное и правильное их оформление.

5.1.16. Организация и качество проведения обучения и инструктажа работников по безопасности труда.

5.1.17. Готовность персонала к работе в аварийных ситуациях.

5.1.18. Соблюдение режима труда и отдыха, трудовой и производственной дисциплины.

5.2. Результаты проверки оформляются актом и записью в журнале второй ступени с росписью членов комиссии и председателя комитета профсоюза проверяемого подразделения. Акт хранится в службе охраны труда (акт оформляется службой охраны труда).

5.3. Ежемесячно главный инженер (технический директор) проводит День охраны труда, на который приглашаются: председатель профкома, председатель комитета (комиссии) по охране труда, главные специалисты, руководители подразделений, специалисты служб охраны труда и пожарной безопасности, цеховой врач, профсоюзный актив или представители иного выборного органа.

5.4. На Дне охраны труда доводятся до сведения участников результаты проверок, заслушиваются отдельные руководители подразделений и главные специалисты по допущенным нарушениям.

5.5. Служба охраны труда:

Ведет и оформляет протокол по результатам проведения Дня охраны труда;

Рассылает протокол руководителям подразделений и служб;

Осуществляет контроль за выполнением решений, принятых на Дне охраны труда;

Докладывает главному инженеру (техническому директору) о ходе выполнения протокольных решений.

5.6. Решения, принимаемые на Дне охраны труда, носят характер обязательного исполнения руководителями подразделений и служб. По вопросам, требующим принятия решений руководителем организации, главный инженер (технический директор) вносит руководителю организации соответствующие предложения, связанные с необходимостью выполнения намеченных мероприятий, а также наложения дисциплинарного взыскания на руководителей и специалистов, не обеспечивших устранение нарушений.

5.7. Профсоюзный комитет или иной уполномоченный работниками представительный орган по результатам работы системы ступенчатого контроля вправе заслушать на заседаниях отчеты о работе цеховых профсоюзных комитетов или иных уполномоченных работниками представительных органов о работе по осуществлению ступенчатого контроля за состоянием охраны труда.

Приложение 1

ЖУРНАЛ

ПЕРВОЙ СТУПЕНИ КОНТРОЛЯ ЗА БЕЗОПАСНОСТЬЮ ТРУДА

Раздел I. СПИСОК РАБОЧИХ СМЕНЫ (УЧАСТКА, БРИГАДЫ),

ПЕРВИЧНАЯ И ПОВТОРНАЯ ПРОВЕРКА ИХ ЗНАНИЙ

ПО ОХРАНЕ ТРУДА

N

п/п

Фамилия

И.О.

Профессия

Первичная

аттестация

по профессии

Повторная проверка знаний

Примечание

Дата

N протокола

Дата

N протокола

Дата

N протокола

Дата

N протокола

Раздел II. РЕЗУЛЬТАТЫ ПРОВЕДЕНИЯ КОНТРОЛЯ

ЗА БЕЗОПАСНОСТЬЮ ТРУДА НА ПЕРВОЙ

СТУПЕНИ КОНТРОЛЯ

N

п/п

Дата

обследования

Результаты

контроля,

отмеченные

нарушения

Необходимые

мероприятия

по устранению

нарушения

Ответственный

за выполнение

мероприятий

Отметка

о выполнении

мероприятий

Фамилии

и подписи лиц,

осуществляющих

контроль

Фамилия

Подпись

Раздел III. РЕГИСТРАЦИЯ НАРУШЕНИЙ ТРЕБОВАНИЙ

ОХРАНЫ ТРУДА

N

п/п

Дата

нарушения

Ф.И.О.

нарушителя

Характер

нарушений

Принятые

меры

Подпись

нарушителя

Приложение 2

ЖУРНАЛ

ВТОРОЙ СТУПЕНИ КОНТРОЛЯ ЗА БЕЗОПАСНОСТЬЮ ТРУДА

Раздел I. СПИСОК РУКОВОДИТЕЛЕЙ И СПЕЦИАЛИСТОВ

ПОДРАЗДЕЛЕНИЯ, ИХ ПЕРВИЧНАЯ АТТЕСТАЦИЯ

И ПРОВЕРКА ЗНАНИЙ ПО ОХРАНЕ ТРУДА

N

п/п

Фамилия

И.О.

Занимаемая

должность

Первичная аттестация

Повторная проверка знаний

Общие правила

охраны труда

и промсанитарии

Правила

Госгортех-

надзора

Правила

эксплуатации

электроустано-

вок

Другие

правила

охраны

труда

Общие правила

охраны труда

и промсанитарии

Правила

Госгортех-

надзора

Правила

эксплуатации

электроустано-

вок

Другие

правила

охраны

труда

Дата

N

протокола

Дата

N про-

токола

Дата

N

протокола

Дата

N про-

токола

Дата

N

протокола

Дата

N про-

токола

Дата

N

протокола

Дата

N про-

токола

N

п/п

Дата

обследования

Наименование

участка работы,

Ф.И.О.

руководителя

Выявленные

нарушения

и недостатки

по охране

труда,

предписания

и предложения

Установленные

сроки

исполнения

Роспись

исполнителя

Дата

фактического

выполнения

Фамилии

и подписи

членов

комиссии

Примечание

Система контроля за состоянием условий и охраны труда

Целью контроля за состоянием условий и охраны труда является предупреждение производственного травматизма, профзаболеваемости посредством осуществления комплекса мероприятий.
Организация должна устанавливать и своевременно корректировать методы периодической оценки соответствия состояния охраны труда действующему законодательству (государственным нормативным требованиям охраны труда), разрабатывать и обеспечивать функционирование процессов регулярного слежения, измерения и регистрации результативности операций, способных воздействовать на условия труда. Эти процессы должны касаться:
– проведения необходимых качественных и количественных оценок в соответствии с установленными требованиями, целями организации в области охраны труда;
– измерения результатов соответствия установленным критериям (нормативным показателям) функционирования и государственным нормативным требованиям охраны труда;
– регистрации несчастных случаев, профессиональных заболеваний, происшествий и других свидетельств недостаточной эффективности системы управления охраной труда;
– регистрации данных и результатов контроля и измерений, достаточных для последующего проведения анализа результатов оперативного контроля за соответствием целям охраны труда и выработки необходимых корректирующих и предупредительных действий;
– обследования состояния здоровья работников;
– мониторинг и регистрация данных о здоровье работников, подвергающихся определенным опасностям.

Организация должна располагать данными о нормативных требованиях поверки оборудования и аппаратуры контроля, измерения и обеспечивать своевременное техническое обслуживание и поверку этих средств. Запись о проведенных поверках следует регистрировать и сохранять.
Контроль за состоянием охраны труда является одним из главных элементов СУОТ и направлен на:
– проверку соответствия состояния условий труда работников государственным нормативным требованиям охраны труда;
– выполнение руководителями и специалистами должностных обязанностей по охране труда;
– выявление и предупреждение нарушений и отклонений от требований государственных стандартов ССБТ, правил, норм, инструкций по охране труда;
– принятие эффективных мер по устранению выявленных недостатков.
Кроме того, при контроле за состоянием охраны труда анализируются результаты аттестации рабочих мест, делается оценка безопасности производства, эффективности средств коллективной и индивидуальной защиты.
Основными видами контроля являются:
– административно-общественный (оперативный) контроль;
– ведомственный контроль;
– государственный контроль;
– общественный контроль.

Предлагаем ознакомиться  Как правильно оформить счет-фактуру для покупателя || Строка грузополучатель в счет фактуре

Административно-общественный (оперативный) контроль
бывает, как правило – двух-, трехступенчатый.
Первая ступень
– проводится непосредственным руководителем работ (мастером, сменным инженером, механиком, бригадиром и т.д.) непосредственно на участке, ежедневно перед началом работ (в течение смены). Проверяется состояние рабочих мест, исправность оборудования, инструмента и приспособлений, работа вентустановок, состояние санитарно-бытовых помещений, наличие инструкций и плакатов по охране труда, обеспеченность и исправность средств индивидуальной защиты.
В случае обнаруженных недостатков принимаются меры к их устранению, с записью в журнале.
На второй ступени
оперативный контроль осуществляется руководителем структурного подразделения (начальником цеха, лаборатории, службы и т.д.) с представителем комитета (комиссии) по охране труда, специалистами охраны труда и других служб подразделения с периодичностью не реже одного раза в месяц (день устанавливается исходя из графика проверок).
Контролируется состояние условий и охраны труда на одном из участков, при этом проверяется кроме перечня позиций первой ступени:
– исправность и соответствие производственных и вспомогательных помещений, оборудования, транспортных и грузоподъемных средств требованиям безопасной эксплуатации;
– своевременность проведения освидетельствований и испытаний защитных средств, оборудования, грузоподъемных машин, сосудов;
– выполнение графиков профилактических осмотров, ремонтов и т.д.;
– выполнение мероприятий по результатам аттестации рабочих мест и т.д.;
Обнаруженные недостатки устраняются, делается запись в журнале. В случае невозможности выполнения какого либо мероприятия, оформляется докладная (служебная) записка на имя главного инженера.
По результатам проверки издается распоряжение по подразделению с конкретными мерами и выводами.
На третьей ступени
оперативный контроль проводится главным инженером предприятия (техническим директором), совместно с председателем комитета (комиссии) по охране труда, с руководителем службы охраны труда и другими специалистами организации, с периодичностью не реже одного раза в квартал. Контролируется состояние условий и охраны труда в одном из цехов (участков), при этом проверяется, кроме перечня позиций второй ступени:
– выполнение мероприятий по устранению недостатков, выявленных при II ступени контроля;
– выполнение плановых мероприятий по улучшению условий и охраны труда, в том числе, мероприятий раздела «Охрана труда» коллективного договора, мероприятий по актам несчастных случаев, а также выполнение приказов, распоряжений, указаний по охране труда, предписаний, контрольно-надзорных органов и рекомендаций комитета (комиссии) по охране труда;
– организация обучения и проверок знаний руководителей и специалистов структурных подразделений;
– организация медицинских осмотров и других мероприятий лечебно-профилактического характера;
– проверяется выполнение других задач, решение которых входит в функции руководителей структурных подразделений и главных специалистов функциональных служб.
Результаты обследования (проверки) оформляются актом с изданием приказа по организации, итоги рассматриваются на производственном совещании проверенного структурного подразделения.
Генеральным директором один раз в год проводится комплексное обследование состояния охраны труда одного из структурных подразделений организации с обсуждением результатов проверок на совещании или общем собрании. По итогам проверки издается приказ.

Ведомственный контроль.
Осуществляется вышестоящей организацией:
– при проведении комплексных проверок подведомственных организаций;
– при проведении целевых проверок состояния условий и охраны труда в подведомственных организациях;
– по заявлениям работников подведомственных организаций.

Государственный контроль.
Государственный надзор и контроль за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, всеми работодателями на территории Российской Федерации осуществляет федеральная инспекция труда.
Государственный надзор за соблюдением правил по безопасному ведению работ в отдельных отраслях и на некоторых объектах промышленности наряду с федеральной инспекцией труда осуществляют соответствующие федеральные органы исполнительной власти, осуществляющие функции по контролю и надзору в установленной сфере деятельности.
Внутриведомственный государственный контроль за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, в подведомственных организациях осуществляют федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, а также органы местного самоуправления в порядке и на условиях, определяемых федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.
Государственный надзор за точным и единообразным исполнением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, осуществляют Генеральный прокурор Российской Федерации и подчиненные ему прокуроры в соответствии с федеральным законом.

Общественный контроль.
В соответствии со статьей 370 ТК РФ профессиональные союзы имеют право на осуществление контроля за соблюдением работодателями и их представителями трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, выполнением ими условий коллективных договоров, соглашений.
Работодатели обязаны в недельный срок со дня получения требования об устранении выявленных нарушений сообщить в соответствующий профсоюзный орган о результатах рассмотрения данного требования и принятых мерах.
Профсоюзные инспекторы труда, уполномоченные (доверенные) лица по охране труда профессиональных союзов имеют право:
– осуществлять контроль за соблюдением работодателями трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права;
– проводить независимую экспертизу условий труда и обеспечения безопасности работников;
– принимать участие в расследовании несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;
– получать информацию от руководителей и иных должностных лиц организаций, работодателей – индивидуальных предпринимателей о состоянии условий и охраны труда, а также о всех несчастных случаях на производстве и профессиональных заболеваниях;
– защищать права и законные интересы членов профессионального союза по вопросам возмещения вреда, причиненного их здоровью на производстве (работе);
– предъявлять работодателям требования о приостановке работ в случаях непосредственной угрозы жизни и здоровью работников;
– направлять работодателям представления об устранении выявленных нарушений трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, обязательные для рассмотрения;
– осуществлять проверку состояния условий и охраны труда, выполнения обязательств работодателей, предусмотренных коллективными договорами и соглашениями;
– принимать участие в работе комиссий по испытаниям и приему в эксплуатацию производственных объектов и средств производства в качестве независимых экспертов;
– принимать участие в рассмотрении трудовых споров, связанных с нарушением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, обязательств, предусмотренных коллективными договорами и соглашениями, а также с изменениями условий труда;
– принимать участие в разработке проектов федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, нормативных правовых актов органов местного самоуправления, содержащих нормы трудового права;
– принимать участие в разработке проектов подзаконных нормативных правовых актов, устанавливающих государственные нормативные требования охраны труда, а также согласовывать их в порядке, установленном Правительством Российской Федерации;
– обращаться в соответствующие органы с требованием о привлечении к ответственности лиц, виновных в нарушении трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права, сокрытии фактов несчастных случаев на производстве.
Для обеспечения общественного контроля за соблюдением законных прав и интересов работников в сфере охраны труда во всех структурных подразделения организации избираются уполномоченные (доверенные) лица по охране труда профессионального союза или трудового коллектива.
Уполномоченные (доверенные) лица по охране труда профессиональных союзов имеют право беспрепятственно проверять соблюдение требований охраны труда и вносить обязательные для рассмотрения должностными лицами организаций, работодателями – индивидуальными предпринимателями предложения об устранении выявленных нарушений требований охраны труда.
На основании рекомендаций Минтруда РФ организации могут разрабатывать положения об уполномоченных, учитывающие специфику форм собственности и хозяйственной деятельности.
При организации общественного контроля за охраной труда в организации необходимо принимать во внимание, что успешное выполнение уполномоченными поставленных задач и функций возможно при условии оказания им необходимой помощи и поддержки со стороны администрации организации, профсоюзных и иных уполномоченных работниками представительных органов, органов государственного контроля и надзора, инспекции профсоюзов.
Институт уполномоченных создается для организации общественного контроля за соблюдением законных прав и интересов работников в области охраны труда на предприятиях и в организациях всех форм собственности независимо от сферы их хозяйственной деятельности, ведомственной подчиненности и численности работников.
В зависимости от конкретных условий производства в структурном подразделении может быть избрано несколько уполномоченных. Численность, порядок их избрания и срок полномочий могут быть оговорены в коллективном договоре или ином другом совместном решении работодателя и представительного органа работников. Выборы уполномоченных рекомендуется проводить на общем собрании трудового коллектива на срок не менее 2-х лет. Не рекомендуется избирать уполномоченными работников, которые по занимаемой должности несут ответственность за состояние охраны труда в организации.
Уполномоченные входят, как правило, в состав комитета (комиссии) по охране труда организации.
Уполномоченные организуют свою работу во взаимодействии с руководителями участков (подразделений), выборными профсоюзными органами или иными уполномоченными работниками представительными органами, со службой (специалистом) охраны труда и другими службами организации, с государственными органами надзора за охраной труда и инспекцией профсоюзов.
Уполномоченные периодически отчитываются на общем собрании коллектива, избравшего их, и могут быть отозваны до истечения срока действия их полномочий по решению избравшего их органа, если они не выполняют возложенных функций или не проявляют необходимой требовательности по защите прав работников на охрану труда.

Примечание:

Подробнее о работе уполномоченных (доверенных) лиц по охране труда можно прочитать в статье: «Общественный контроль охраны труда в организации»

Уполномоченные (доверенные) лица по охране труда профессиональных союзов и иных уполномоченных работниками представительных органов должны пройти обучение и проверку знаний по охране труда в обучающих организациях федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области охраны труда.

Аудит системы управления охраной труда

Организация должна разрабатывать и своевременно корректировать планы и методы проведения аудита СУОТ.
Аудит системы управления охраной труда проводят для:
– определения наличия в организации функционирующей СУОТ, определения соответствия СУОТ требованиям охраны труда, положениям политики в области охраны труда;
– определения качества функционирования СУОТ, оценки результативности достижения целей, выполнения задач (мероприятий) по охране труда, своевременности их корректировки;
– рассмотрения и учета результатов предыдущего аудита системы управления охраной труда;
– представления информации по результатам аудита СУОТ руководству организации.
План проведения аудита СУОТ должен основываться на результатах оценки производственных рисков и результатах предыдущих внутренних проверок СУОТ.
Методы аудита СУОТ должны соответствовать требованиям к их проведению, назначению, периодичности, уровню квалификации и компетентности лиц, осуществляющих аудит.
По результатам аудита СУОТ составляют отчеты.
Аудит СУОТ по возможности проводят лица, не несущие прямой ответственности за охрану труда и не зависимые от проверяемой деятельности.

Запомните главное

1. Трехступенчатый контроль наиболее актуален для крупных производственных предприятий с большим числом структурных подразделений.

2. Для организации трехступенчатого контроля в организации нужно сформировать профсоюзный комитет или другой представительный орган работников и комитет по охране труда.

3. Трехступенчатый контроль даст заметные результаты, если в его проведении будут участвовать все сотрудники: и высшее руководство, и рядовые работники.

4. Нарушения по охране труда, выявленные в ходе проверок, должны фиксироваться в Журнале трехступенчатого контроля. Он же поможет отслеживать выполнение мероприятий по устранению недостатков.