Участники гособоронзаказа

Участники гособоронзаказа приведены в таблице.

Госзаказчик
  • Федеральный орган исполнительной власти;
  • Росатом;
  • Роскосмос
Головной исполнитель2 Организация, которая заключила госконтракт с госзаказчиком
Исполнитель1

Организация (предприниматель), которая:

  • входит в кооперацию головного исполнителя;
  • заключила контракт с головным исполнителем или исполнителем.

Над одним гособоронзаказом работают несколько исполнителей. Одни производят, другие поставляют. Государство обязывает головного исполнителя раскрыть госзаказчику всю сеть исполнителей. Для этого головной исполнитель объединяет всех исполнителей по гособоронзаказу в кооперацию. После чего заказчику легко проконтролировать финансирование и исполнение гособоронзаказа на каждом его этапе по всей цепочке исполнителей. Ведь у госзаказчика есть полный доступ к сведениям о кооперации (п. 5 ст. 6 Закона № 275-ФЗ)

Уполномоченный банк1 Банк, который выбрал головной исполнитель. Это банк из числа тех, которые утвердило государство

Это следует из пунктов 2–4.2 статьи 3 Закона № 275-ФЗ.

Принципы работы спецсчета

• участник торгов открывает специальный расчетный счет в банке и вносит на него денежные средства для обеспечения заявки;

• оператор ЭТП, на которой проводятся торги, делает в банк запрос о блокировке определенной суммы денег на спецсчете участника закупок;

275 ФЗ

• банк блокирует денежные средства без согласия владельца и оповещает его об этом;

• после окончания торгов средства на счете банк разблокирует в течение 1 дня после получения информации от ЭТП.

На специальном счете участника закупки должно находиться достаточно средств на момент принятия всех заявок. Необходимо помнить о том, что денежный перевод может идти достаточно долго, поэтому внести необходимую сумму лучше внести заранее.

Пока заказчик будет принимать решение в пользу одного из участников, средства на их спецсчетах будут заблокированы.

https://www.youtube.com/watch?v=https:accounts.google.comServiceLogin

• заявку конкретного участника отклонили по каким-либо причинам (из-за несоответствия условиям, например);

• участник не был допущен к участию в закупках или его отстранили от торгов;

• участник никаких предложений по ходу торгов не сделал.

В этих случаях средства станут доступны для снятия или участия в других торгах в течение суток.

Спецсчета в рамках оборонзаказа

Необходимая сумма списывается со специального счета. Она не взимается только в случае, если первый победитель от исполнения контракта отказался. Тогда деньги списываются с него вне зависимости от отказа.

Условия для открытия спецсчета

• подачи полного пакета необходимых документов;

• наличия аккредитации на одной из электронных площадок, обозначенных в Распоряжении Правительства РФ № 1447-р от 12 июля 2018 г. (в их число входит 8 обычных и 1 закрытая специализированная ЭТП);

• внесения достаточной суммы средств для открытия счета (если такая плата взимается банком за оформление).

• заявление;

• договор;

• удостоверяющие документы;

• регистрационные документы (свидетельства ИНН, ОГРНИП, учредительные документы, выписка из ЕГРЮЛ);

275 ФЗ

• разрешительные документы на ведение деятельности в случае, если они нужны (лицензии, патенты).

Госконтракт в рамках гособоронзаказа

Техническая особенность госконтракта на гособоронзаказ – это его идентификация. Госзаказчик присваивает госконтракту, который заключает с головным исполнителем, специальный код – идентификатор. В дальнейшем этот код проставляют на всех контрактах, которые заключают в рамках данного гособоронзаказа. Код действует на протяжении всего периода, пока стороны исполняют контракт.Код госконтракта содержит:

  • способ, которым определяют исполнителя;
  • год, в котором заключен госконтракт;
  • год, в котором госконтракт заканчивает действовать;
  • порядковый номер госконтракта;
  • код госзаказчика.

Это следует из пункта 13 статьи 3, статьи 6.1, пункта 5 статьи 7, подпунктов 4 и 9 пункта 1, подпунктов 4 и 9 пункта 2 статьи 8, подпункта 1 пункта 1 статьи 8.3, подпункта 1 пункта 1 статьи 8.5 Закона № 275-ФЗ.Порядок, в котором заказчик формирует идентификатор, утвержден приказом Минобороны, Казначейства от 11.08.2015 № 475/13н.

Режим использования спецсчета по закупкам по гособоронзаказу

Спецсчет по гособоронзаказу представляет собой особый расчетный счет, который открывает в уполномоченном банке головной исполнитель, заключивший контракт с Министерством обороны Российской Федерации, то есть для исполнения гособоронзаказа (Федеральный закон от 29.12.2012 № 275-ФЗ «О государственном оборонном заказе» (далее – Закон № 275-ФЗ).

• Для спецсчетов запрещены операции по кредитам и займам, кроме сумм, которые перечислены в сделке по гособоронзаказу.

Предлагаем ознакомиться  Шумные соседи: законные методы борьбы, что делать, куда обращаться

https://www.youtube.com/watch?v=https:tv.youtube.com

• Нельзя выдавать деньги физическим лицам, за исключением выплаты работникам компенсаций и зарплаты с одновременной оплатой необходимых налогов и сборов.

• Со средств, которые хранятся на спецсчете по гособоронзаказу, нельзя проводить следующие операции: осуществлять благотворительность; формировать уставной капитал сторонней организации; приобретать иностранную валюту, ценные бумаги и драгметаллы; исполнять договор об уступке права требования; осуществлять переводы на другие расчетные счета, даже в уполномоченных банках.

• Запрещено размещать денежные средства на депозитах, если проценты и сумма депозита не будут возвращены на этот же спецсчет, или использовать эти денежные средства, чтобы внести обеспечение исполнения контракта.

•Списание в пользу исполнительных документов возможно: для возмещения вреда жизни и здоровью; чтобы выплатить выходные пособия или зарплату; при взысканиях в доход РФ.

Средства списываются при указании в распоряжении номера идентификатора государственного контракта и только на спецсчет для гособоронзаказа. Однако, существуют некоторые исключения: Исполнитель может осуществлять со спецсчета бюджетные платежи (налоги, страховые взносы, таможенные и иные сборы), проводить оплату товаров и услуг, цены на которые регулирует государство, осуществлять иные траты, не превышающие 3 млн. руб. в месяц. Ст. 76 НК РФ позволяет останавливать операции по такому расчетному счету для взыскания налогов, пени или штрафов.

Ценообразование в ГОЗ

Чтобы рассчитать базовую стоимость продукции по гособоронзаказу, применяйте расширенный индексный подход. Стоимость вооружения, военной и специальной техники будут устанавливать раз в шесть лет с ежегодным уточнением на индекс-дефлятор. Минпромторг, Роскосмос и Росатом по согласованию с ФАС разрабатывают методические рекомендации по ценообразованию в профильных отраслях.

Расчет базовой стоимости продукции по ГОЗ утвердили постановлением Правительства от 02.12.2017 № 1465.Ситуация: в каком документе урегулирована прибыль поставщика по гособоронзаказу и каким документом поставщик может подтвердить расчет ценыПрибыль поставщика урегулирована в разделе IV Положения о государственном регулировании цен из постановления Правительства от 02.12.2017 № 1465.

Прибыль не должна превышать 1 процент плановых привнесенных затрат и 20 процентов плановых собственных затрат организации на поставку, включая производство продукции с учетом пункта 55 Положения. Организации – исполнители государственного оборонного заказа также применяют Порядок из приказа Минпромэнерго от 23.08.

Закрытие спецсчета

Закрытие спецсчета также обладает определенными особенностями. Спецсчет закрывается только после того как уполномоченный банк получает от заказчика уведомление об исполнении контракта по гособоронзаказу.

Мониторинг расчетов по гособоронзаказу производит уполномоченный банк в отношении счетов, которые у него открыты. При переводе денег со счета на счет он контролирует: наличие в распоряжении на перевод денежных средств идентификатора государственного контракта, правильность его заполнения; соответствие назначения, указанного в платежном документе, содержанию документов, являющихся основанием для осуществления платежа; соблюдение специального режима, которым отличается отдельный счет.

Указанием Банка России от 22 ноября 2016 г. № 4210-У «Об особенностях мониторинга расчетов по государственному оборонному заказу» установлены особенности мониторинга расчетов в разных случаях перевода денежных средств. Например, при выплате заработной платы наличными или переводе денег на счета, открытые у него, банк контролирует предоставление ему платежной ведомости, на основании которой производятся расчеты.

В случае, если зарплатные карты работников выданы иной кредитной организацией, помимо расчетной ведомости следует предоставить и договор о зарплатном проекте. При осуществлении платежа в пользу иностранного исполнителя контролю подлежит: нахождение сведений о таком исполнителе в соответствующем перечне; наличие заключенного с ним контракта; соответствие осуществляемого платежа суммам, приписанным в таком контракте.

П.п. 2 п. 2 ст. 8.2 Закона № 275-ФЗ устанавливает обязанность уполномоченной кредитной организации по внесению сведений: о каждом открытии отдельного счета; о его закрытии или изменении реквизитов; об участниках расчетов, произведенных в рамках оборонзаказа; о произведенных перечислениях, в том числе о документах, ставших основанием для проведения расчетов;

в единую информационную систему государственного оборонного заказа (ЕИСГОЗ). Указанная выше информация должна быть передана в течение 1-го рабочего дня с момента совершения действия. Порядок предоставления сведений установлен указанием Банка России от 15 июля 2015 г. № 3733-У «О порядке представления уполномоченным банком сведений в единую информационную систему государственного оборонного заказа». Таким образом, открытие и закрытие спецсчетов находится под контролем, и незаметно это сделать не получится.

Например, Верховный Суд Росси отказал обществу-банкроту в иске о расторжении договоров банковского счета и закрытии специальных счетов, предназначенных для расчетов по гособоронзаказу.

Определение ВС РФ от 03.12.2018 № 303-ЭС18-10508

К отношениям по ведению таких счетов применяется Закон № 275-ФЗ, а не ГК РФ и Закон о банкротстве. Выводы судов об обратном ошибочны.

Предлагаем ознакомиться  Какие документы меняются при смене прописки

Кредиторы исполнителя гособоронзаказа, расчеты с которыми не относятся к операциям, допускаемым Законом № 275-ФЗ, не могут рассчитывать на удовлетворение их требований за счет средств, выделенных на такой заказ. Причем обособление этих средств сохраняется и при банкротстве их получателя.

В ходе конкурсного производства названные спецсчета нельзя закрыть автоматически. Оставшиеся на них средства расходуются для удовлетворения требований только тех кредиторов, исполнение обязательств перед которыми не нарушает установленные Законом ограничения.

Если же денежных средств на спецсчетах недостаточно для удовлетворения всех разрешенных Законом № 275-ФЗ требований, то они погашаются с учетом очередности, предусмотренной Законом о банкротстве.

Поскольку в рассматриваемом случае спорные договоры банковского счета заключены обществом в соответствии с Законом 275-ФЗ, у судов не имелось оснований для удовлетворения иска конкурсного управляющего. В ходе конкурсного производства отдельные счета не подлежат автоматическому закрытию. Расходование оставшихся на этих счетах денежных средств по-прежнему осуществляется в целях удовлетворения требований лишь тех кредиторов, исполнение обязательств перед которыми не нарушает ограничения, установленные ст. 8.3 и 8.

• перечисление (выдачу) денежных средств для удовлетворения требований о возмещении вреда, причиненного жизни и здоровью;

• перечисление (выдачу) денежных средств для расчетов по выплате выходных пособий лицам, работающим или работавшим по трудовому договору (контракту), и (или) по оплате их труда;

• взыскание денежных средств в доход Российской Федерации.

Список закрытый и расширительному толкованию не подлежит.

На первый взгляд, кажется, что Закон № 275-ФЗ ограничивает исполнение листов, а арест только обеспечивает будущее исполнение, соответственно, такое действие пристава-исполнителя является законным и не ограничивается Законом № 275-ФЗ. Ведь позднее ограничения будут сняты, прибыль на счете останется и будет возможно исполнить лист. Тем не менее, арест счета блокирует движение всех денежных средств по счету.

В одном из постановлений Арбитражного суда Московского округа суд косвенно высказался о том, что ограничения использования отдельного счета будут сняты после полного исполнения оборонного заказа, и только тогда у службы судебных приставов будет возможность наложить арест на такой счет3.

Из сказанного следует вывод, что обращение взыскания денежных средств, находящихся на отдельном счете, арест счета в пользу кредитора – организации до снятия ограничений режима использования отдельного счета противоречит п. 9 ст. 8.4. Закона № 275-ФЗ.

Следует отметить, что ФАС России является уполномоченным государственным органом на обращение в суд при нарушении законодательства в сфере гособоронзаказа.

https://www.youtube.com/watch?v=ytdev

• Исполнителем в себестоимость работ были включены необоснованные и документально не подтвержденные затраты.

• Исполнителем была завышена трудоемкость и средняя заработная плата при определении затрат по статье «Затраты на оплату труда работников занятых в создании научно-технической продукции».

• Исполнителем не соблюдалась пропорция при отнесении расходов на статью «Накладные расходы».

На основании проведенной проверки Рособоронзаказ выдал Исполнителю гособоронзаказа Предписание «О возврате денежных средств», которое Исполнитель попытался обжаловать в вышестоящих инстанциях.

Затем в дело вмешалась ФАС России, известив Исполнителя о необходимости представления документального подтверждения выполнения предписания Рособоронзаказа, а также о намерении уже ФАС России обратиться в суд.

Исполнитель ответил о несогласии с предписанием и указал, что ФАС России не обладает полномочиями для обращения в Арбитражный суд с иском о взыскании ущерба причиненному Российской Федерации вследствие нарушения законодательства в сфере гособоронзаказа, так как иски по государственному контракту должны предъявляться Заказчиком.

Так как источником неправомерно полученных денежных средств явились бюджетные ассигнования из федерального бюджета, то Российской Федерации, был причинен ущерб и именно ФАС РФ является уполномоченным государственным органом на обращение в суд.

Суд установил, что обстоятельство, что тот факт, что ФАС России не является стороной контракта, заключенного в рамках государственного оборонного заказа, не означает об отсутствие у ФАС России права на обращение с иском в суд, поскольку в указанном случае государственный орган обеспечивает защиту публичных интересов Российской Федерации в порядке, установленным Законом о государственном оборонном заказе4.

Предлагаем ознакомиться  Страховка на новый автомобиль из салона

Таким образом, следует сказать, что применение спецсчета при осуществлении госзакупок является необходимостью, особенно при осуществлении гособоронзаказа.

Специальный счет представляет собой целевой расчетный счет, открываемый и обслуживаемый банками на основании требований и положений, установленных законом.

Целью установления спецсчетов является обеспечение прозрачности и защиты взаимных расчетов между сторонами сделки, защита информации, контроль над целевым использованием бюджетных средств. Исполнитель, как уже говорилось выше, может открыть его заранее в одном из уполномоченных банков.

https://www.youtube.com/watch?v=ytcopyright

2 августа 2019 г.

Младший юрист Юридической фирмы «BRACE»

Ольга Гусева

________________________

1 Письмо Казначейства России от 17.05.2019 № 07-04-05/03-9853.

2 Определение ВС РФ от 03.12.2018 № 303-ЭС18-10508.

3 Постановление Арбитражного суда Московского округа от 16.05.2017 № Ф05-3661/2017.

4 Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда по делу № А40-115610/16.

Спецсчета в уполномоченном банке

Все платежи по гособоронзаказу госзаказчики, головные исполнители, исполнители проводят через специальные счета. Открыть счета обязаны головной исполнитель и исполнители. Головной исполнитель выбирает банк из перечня уполномоченных банков, который предусмотрен частью 3 статьи 8.1 Закона № 275-ФЗ. Банк России ежемесячно размещает перечень банков, которые соответствуют критериям, на своем официальном сайте (ст. 8.1 Закона № 275-ФЗ).
Под каждый гособоронзаказ открывают отдельный счет. Расходовать деньги с этих счетов можно только на нужды гособоронзаказа. Операции, которые не связаны с исполнением гособоронзаказа, запрещены. Например, запрещено предоставлять займы и кредиты, покупать иностранную валюту (п. 10 ст. 3, ст. 8.1–8.6 Закона № 275-ФЗ).
В распоряжениях на перечисление денег указывают код конкретного госконтракта. В платежном поручении код контракта прописывают в поле 22, которое предусмотрено для уникального идентификатора платежа (письмо Казначейства от 04.12.2015 № 07-04-05/05-822).

Ситуация: открывать ли федеральному бюджетному учреждению второй счет в Казначействе для расчетов по контракту в рамках ГОЗ
Нет, открывать второй счет не нужно. Спецсчета открывают только головной исполнитель, исполнители гособоронзаказа.
Для контрактов в рамках гособоронзаказа применяют банковское или казначейское сопровождение. Если контракт подпадает под казначейское сопровождение, то операции по зачислению и списанию денег проходят на счетах, которые открывают в территориальных органах Казначейства. Счета открывают головной исполнитель или исполнители гособоронзаказа. О том, что нужно открыть счет, заказчик уведомляет исполнителей до того, как заключить контракт. Государственный заказчик перечисляет деньги на счета, которые Казначейство открыло в ЦБ. Затем Казначейство переводит деньги на спецсчет исполнителей.
Если контракт подпадает под банковское сопровождение, то счета открывают в уполномоченном банке. Головной исполнитель, исполнители выбирают банк из перечня уполномоченных банков, который предусмотрен частью 3 статьи 8.1 Закона № 275-ФЗ. Условие о том, что расчеты проходят на спецсчетах в уполномоченном банке, заказчик включает в контракт.
Об этом сказано в пункте 6 статьи 7, части 3 статьи 8.1 Закона № 275-ФЗ, пункте 2 раздела 1 Правил, которые Правительство утвердило постановлением от 28.12.2017 № 1680.

Ситуация: как взыскать с заказчика деньги по исполнительному листу с отдельного счета, который открыт в рамках гособоронзаказа
Получить деньги с отдельного счета по исполнительному листу можно после того, как контракт будет закрыт.
На операции по отдельному счету, который открыт в рамках гособоронзаказа, действуют ограничения. Например, банк откажет в списании с отдельного счета денег по исполнительным листам. Ограничения прекращают действовать после того, как заказчик уведомит банк, где открыт счет, об исполнении контракта. Поэтому списать деньги по исполнительному лицу с отдельного счета исполнитель гособоронзаказа сможет после того, как контракт будет закрыт, а ограничения со счета сняты. Вывод следует из пункта 9 статьи 8.4, части 2 статьи 8.3 Закона № 275-ФЗ. Позицию подтвердил Арбитражный суд Московского округа в постановлении от 16.05.2017 по делу № А40-206396/15.

Ответственность

За нарушения в сфере гособоронзаказа предусмотрена административная и уголовная ответственность. Это следует из статьи 15 Закона № 275-ФЗ.Виды нарушений и размеры штрафов смотрите в таблице.Внимание: с 9 января 2018 года за попытку извлечь личную выгоду и нанести ущерб интересам общества или государства, руководителя организации накажут:

  • штрафом от 1 до 3 млн руб. или штрафом в размере дохода за период от одного до трех лет и лишат права занимать руководящие должности или вести определенную деятельность на срок до 10 лет;
  • штрафом от 500 000 до 1 млн руб. или в размере дохода за период от трех до четырех лет, лишением свободы на срок от четырех до восьми лет и права занимать руководящие должности или вести определенную деятельность на срок до трех лет.

https://www.youtube.com/watch?v=ytabout

Если злоупотребление по гособоронзаказу совершит организованная группа, ее участникам грозит лишение свободы на срок от пяти до 10 лет. В течение пяти лет нарушители не смогут занимать руководящие должности или вести определенную деятельность. Такое же наказание с конфискацией имущества предусмотрено за злоупотребление должностными полномочиями при выполнении гособоронзаказа (ст. 201.1 и 285.4 УК).