Понятие

Для заключения сделок, оформления документации, получения материальных средств у представителя на руках должен быть документ, юридически подтверждающий его полномочия на их совершение.

Согласно положениям законодательства, под доверенностью понимают письменно оформленное полномочие, выдаваемое одним лицом (доверителем) иному лицу (поверенному) для представления личных интересов перед третьей стороной.

Уполномочивающий акт составляется как от имени юридических, так и физических лиц соответственно их правам и обязанностям — они выступают доверителями. Интересы лиц, не достигших совершеннолетия, представляют родители или законные опекуны, попечители. Тот человек, которого наделяют правами осуществлять какие-либо действия, называется доверенным лицом или представителем.

Оформление уполномочивающего акта представляет собой одностороннюю сделку, которая заключается в простом письменном виде или заверяется нотариусом. Однако при подписании договоров, оформлении документов предприятиями предпочтительно использовать нотариально оформленную доверенность.

Доверенность: что представляет собой бумага

Под доверенностью подразумевают документ, наделяющий конкретного гражданина полномочиями совершать юридически важные действия от имени другого человека. Бумага подготавливается исключительно в письменной форме и в большинстве случаев требует удостоверения нотариального работника.

Также допускается и упрощенный вариант доверенности, когда таковая составляется в свободном виде и заверяется подписью самого доверителя (физлицо, руководитель организации), а не нотариуса. Подобный документ обычно наделяет третье лицо не столь обширным рядом полномочий. Например, доверенность на получение письменных отправлений либо зарплаты посещения нотариата не требует.

Объем полномочий: обширные и ограниченные

Многих интересует, как проверить не отозвана ли нотариальная доверенность. Узнавать данную информацию достаточно просто:

  • На официальном сайте для проверки доверенностей нужно ввести реквизиты. Обязательными реквизитами являются номер документа, его дату удостоверения и имя нотариуса (или другого лица, выполнявшего функции удостоверителя).
  • Нажать кнопку «Найти» и получить сведения.
  • Ознакомиться со статусом документа. Если он был отозван, в нём будет значиться соответствующая отметка.

Когда ваши доверенные лица совершают какие-либо действия по доверенности, другие сотрудники нотариата и должностные лица обязательно выполняют такую проверку перед совершением действий. И если они увидят, что документ был отозван, в проведении каких-либо операций им будет отказано.

Поэтому де-юре отзыв происходит в течении суток после подачи вами соответствующего заявления, а де-факто отмена происходит в ту же минуту, как только нотариус внёс данные в информационный реестр.

Доверитель определяет круг полномочий для поверенного. Этот объем варьируется от характера деятельности, которая требует представления. Исходя из этого, акты бывают генеральными, специальными или разовыми.

Наиболее обширной по объему прав является генеральная доверенность. Здесь спектр полномочий максимальный и выдается для распоряжения имуществом доверителя или совершения сделок на крупные суммы денег.

К доверенностям с ограниченными полномочиями можно отнести специальную и разовую. Специальное полномочие выдается для выполнения однотипных действий в течение определенного периода. Еще более сжатым в объеме прав является разовый акт, при котором уполномоченный имеет право выполнить одно конкретное действие.

Как аннулировать доверенность статья от Нотариального портала

Поэтому, если представляемый желает сделать ограниченную доверенность, нотариус оформляет один из двух последних видов актов.

Как сделать нотариальную доверенность и как её аннулировать

Внешний вид доверенности

Можно ли аннулировать документ

Нотариальная доверенность должна пройти процедуру аннулирования у нотариуса. Процедура прекращения действия документа аналогична процессу отзыва.

Предлагаем ознакомиться  Доверенность сроком на 5 лет

Причины утраты правовой силы уполномочивающего акта могут быть различны. Это может быть не только отсутствие потребности в представлении интересов. К этим факторам относят:

  • отказ уполномоченного выполнять необходимые действия;
  • прекращение юридического лица, составившего документ;
  • введение процедуры банкротства в отношении доверителя;
  • смерть поверенного и доверителя.

Клиент, выдавший уполномочивающий документ, обращается к нотариусу с заявлением. В обращении излагаются данные об уполномочивающем документе, подлежащем аннулированию. Далее оформляется уведомление поверенного о желании доверителя разорвать отношения представительства и о необходимости возвратить оригинал выданного документа.

Также важно оповестить третьих лиц о прекращении прав на представительство. Если лицо, уполномоченное на выполнение определенных действий, отказывается вернуть документ, можно обратиться в правоохранительные органы.

Нотариус на основании заявления вносит информацию в реестр доверенностей об аннулировании акта. Оригинал документа остается в архиве нотариальной конторы.

Как аннулировать доверенность статья от Нотариального портала

Случается, что необходимость в доверенности отпадает. Подобное может произойти по различным причинам, включая конфликт между доверителем и его представителем. В таких случаях составителю бумаги рекомендовано отозвать или аннулировать документ.

Регламент подобной процедуры полностью отрегулирован законом. Причем для свершения операции доверителю даже не потребуется аргументировать такую необходимость. Согласно параграфу 188, пункт 1 Гражданского Кодекса достаточным основанием для отзыва бумаги выступает личное волеизъявление ее составителя.

Также желание аннулировать доверенность может выразить и тот, на имя кого она оформлена. В этом случае выполнение процедуры также будет считаться полностью обоснованным.

Процесс, предполагающий отзыв доверенности на представление ваших интересов, удостоверенной нотариально, осуществляется в том же порядке, что и аннулирование простой формы документа. Однако в этом случае аннулирование происходит через нотариального сотрудника. Причем не имеет значения, будет ли этот тот же самый нотариус, что заверял бумагу ранее либо работник другой конторы. Хотя во избежание задержек лучше всего обратиться именно к своему нотариусу.

Процесс запускается с момента обращения в нотариат с соответствующим заявлением. Причем разрешено заполнить бланк в любой форме. Датой досрочного аннулирования документа в этом случае будет выступать день уведомления посредника о том, что его полномочия полностью отозваны.

Как отозвать доверенность?

Обычно заявление включает такие пункты:

  • тип документа;
  • дата выдачи доверенности (число, месяц, год);
  • период действия;
  • данные поверенного – Ф.И.О., адрес, серия и номер личного паспорта;
  • требование вернуть оригинал документа в руки его составителя (допускается возврат бумаги либо самому доверителю, либо нотариусу);
  • подпись и дата.

Особенности и правила оформления

В идеале, необходимо обращаться с подобным запросом к специалисту, который помогал оформить доверительный документ. Если же такой возможности нет, то подойдет совершенно любой сертифицированный нотариус. На практике это означает полное отсутствие территориальной привязки, что достаточно удобно. Также отметим, что клиент обязан предоставить определённую информацию и фиксированный пакет документов.

Речь об индивидуальном номере нотариального бланка, на котором была составлена доверенность. При этом, совершенно не обязательно располагать его копией, либо же записями. Достаточно просто подать правильно оформленный запрос для получения извлечения из Единого реестра, собравшего в себе всю возможную информацию. Дополнительно понадобятся паспортные данные заказчика услуги и его индивидуальный номер плательщика налогов.

После получения заявления, нотариус должен внести изменения в данные реестра, после обновления которых доверенность может считаться более недействительной. При этом на плечи доверителя взваливается обязанность уведомить об этом факте свое доверенное лицо, дабы прекратить выполнение возложенных на него обязательств.

Примечательно, что действующих законодательных нормах не существует общепринятого метода уведомления. Несмотря на это, на практике постоянно используется специальное заказное письмо, в котором нужно поставить подпись по факту получения. Это позволит заинтересованному лицу получить действующий документ, способный подтвердить факт того, что поверенный получил уведомление о досрочном прекращении сотрудничества.

Предлагаем ознакомиться  Узаконивание остекления балкона через суд. Судебная практика

Конечно же, данную процедуру совершенно не обязательно проходить самостоятельно. Многие клиенты доверяют эту миссию нотариусу, экономя тем самым довольно много времени и сил. Параллельно с этим важно помнить, что не стоит слишком сильно тянуть с отправкой уведомления. Связано это с тем, что с точки зрения закона, до момента уведомления о разрыве договора все действия доверенного лица продолжают иметь юридическую силу, даже с учетом аннулирования ранее оформленной доверенности.

При возникновении необходимости передать часть своих полномочий доверитель сталкивается с проблемой, как сделать нотариальную доверенность, чтобы она была законной. Для оформления передачи полномочий необходимо обратиться к нотариусу.

Как сделать нотариальную доверенность и как её аннулировать

Составляя акт, представитель закона грамотно обозначит круг правовых возможностей, которыми наделяется представитель.

Перед тем как заверить доверенность у нотариуса, следует убедиться, что соблюдены все правила составления документа. Это позволит избежать признания доверенности ничтожной, а следовательно, и договоров, заключенных на ее основании.

К пунктам, которые подлежат обязательному определению, относят:

  • дату и место составления уполномочивающего акта;
  • информацию о доверителе и поверенном;
  • объем полномочий доверенного;
  • период действия документа;
  • подпись доверителя.

При указании сведений о доверителе прописываются данные паспортов, место жительства. Если поручение оформляется от имени юридических лиц, то обязательно указываются адрес компании, сведения о руководителе.

В документе четко описывается круг полномочий, при необходимости детализируется. Если уполномочивающий акт оформляется на нескольких человек, то в тексте указывается, что они действуют совместно или самостоятельно. Особое внимание уделяется доверенностям на выполнение финансовых операций, отношениям с банковскими учреждениями. В этом случае лишняя детализация не помешает.

При желании уполномочивающего лица ограничить поверенного в совершении каких-либо действий нотариус также оговаривает этот факт в акте.

Обязательным условием правомочности документа является подпись доверителя. Если человек не имеет физической возможности подписать акт, то на помощь приходит рукоприкладчик.

Перед подписанием нотариус выясняет действительность намерений доверителя, разъясняет последствия признания доверенности недействительной. После этого акт подписывается уполномочивающей стороной. Затем нотариус ставит на документе удостоверительную надпись, свою подпись и печать.

По окончании процедуры оформления реквизиты правового акта вносятся в реестр доверенностей. На бланке документа указывается регистрационный номер и сумма, взысканная по тарифу за оформление.

Отзыв доверенности

Как сделать нотариальную доверенность и как её аннулировать

После оформления доверенности у доверителя возникают ситуации, когда потребность в услугах представителя отпадает. И при таких обстоятельствах информация о том, как отозвать нотариальную доверенность, становится актуальной.

Любой уполномочивающий акт подлежит отзыву, кроме отдельных случаев. Для выполнения определенных договором условий или обеспечения соблюдения обязательств представляемый имеет прав оговорить в тексте, что документ является безотзывным. В остальных случаях доверенность можно отозвать.

Для этого следует обратиться в нотариальную контору, где составлялся акт, с заявлением и паспортом. По просьбе представляемого нотариус извещает уполномоченного об отмене доверенности.

Предлагаем ознакомиться  В какие сроки производится расчет при увольнении: по собственному желанию, на испытательном сроке

В заявлении об отзыве следует указать информацию о дате и месте составления уполномочивающего акта, доверителе и поверенном, сроке действия. Кроме этого, в обращении заявитель излагает требование возвратить оригинал доверенности.

Уполномоченное лицо передает оригинал нотариально оформленного документа нотариусу или доверителю. Нотариус выполняет необходимые действия, предусмотренные законом, и акт утрачивает юридическую силу.

Если сведения о месте нахождения поверенного отсутствуют, то оповещение об отзыве документа направляется по известному адресу. Третьи лица могут быть также оповещены о прекращении действий поверенного путем публикации в официальных изданиях, где печатаются объявления о банкротстве предприятий. При таких обстоятельствах подпись на заявлении необходимо заверить нотариально.

Отзыв простой доверенности

Чтобы провести отзыв доверенности в простой письменной форме (не заверенной нотариально) доверителю потребуется произвести ряд определенных действий. В этом случае стоит использовать уже проверенную схему.

Алгоритм процедуры предполагает такие этапы:

  1. Извещение своего представителя о том, что документ подлежит аннулированию. Такое уведомление составляется в письменном виде и направляется по адресу проживания поверенного лица заказным письмом. Допускается и лично поставить гражданина в известность, но в этом случае обязательно стоит получить с него расписку о получении извещения.
  2. Возврат недействительного документа доверителю после того, как отзыв совершен, а посредник уведомлен. Это условие считается обязательным и человек, ранее наделенный полномочиями, не вправе отказать в исполнении такого требования.
  3. Извещение о недействительности документа всех заинтересованных лиц, на которых ранее распространялось его действие. Здесь идет речь о непосредственных участниках процессов, в которых интересы доверителя представлял его поверенный.

Итак, как отозвать нотариальную доверенность? Чтобы аннулировать полномочия, доверителю следует придерживаться такого порядка:

  • Обратиться к любому нотариусу Москвы (или других городов в регионах России) и написать стандартное заявление об отмене доверенности, в котором указываются реквизиты документа. Желательно иметь на руках копию самой доверенности, чтобы проще было отыскать данный документ.
  • В ответ на заявление специалист выполнит необходимое действие – отмену доверенности. Соответствующая запись вносится в единый электронный реестр доверенностей Федеральной нотариальной палаты. Это открытый веб-ресурс, записи в который вносят все нотариусы России, а информацию может запросить любой гражданин.
  • Спустя сутки после внесения данной информации в реестр доверенные лица считаются проинформированными об отмене доверенности и их полномочия прекращаются. В этом и заключается главное преимущество: раньше, до появления электронного реестра, чтобы отозвать доверенность у нотариуса нужно было добиться уведомления лиц в доверенности об отмене. А сделать это можно было через почту с уведомлением о получении, либо путем публикации уведомления в официальном издании (газета «Коммерсант»). Поэтому процедура отмены могла затягиваться на недели, что давало возможность обладателям доверенности совершать нежелательные действия. Теперь же подобный изъян устранен, и устранение полномочий выполняется весьма оперативно.