Запрет близкородственных браков в Священном Писании и Предании Церкви

Господь в непосредственном откровении подтверждает запрет близкородственных браков: «Никто ни к какой родственнице по плоти не должен приближаться с тем, чтобы открыть наготу,  {amp}lt;…{amp}gt; чтоб и вас не свергнула с себя земля, когда вы станете осквернять ее, как она свергнула народы, бывшие прежде вас» (Лев. 18:6-28).

В Законе Моисея, в книге Левит, прямым обращением Бога к людям через пророка и боговидца Моисея воспрещаются браки в первых трех степенях родства (Лев. 18: 1-30) [4].

Воспрещался брак по прямому родству: с матерью, мачехой, матерью жены, с дочерью и женой сына (1-я степень), внучкой, дочерью приемного сына или дочери (2-я степень), а также в боковых линиях родства: с сестрой родной и сводной, сестрой жены, женой брата (2-я степень), теткой, женой дяди (3-я степень родства) [5].

Подобные преступления были преданы торжественному общенародному проклятию (Втор. 27:20-23). Именно за несоблюдение этих правил Иоанн Креститель обличал царя Ирода, говоря ему, что «недостоит ти имети Иродиаду, жену брата своего» (Мф. 14:3-4) [6].

Родственные отношения: кто кем приходится и степени родства

Эти правила были полностью восприняты и христианской Церковью. Более того, христианские запреты родственных браков стали более строгими [7]. В дополнение к запретам книги Левит было запрещено после смерти жены жениться на её сестре (2-я степень), о чем не упоминалось в ветхозаветном законе, и вступать в брак с племянницей (3-я степень родства). Это утверждалось Правилами Апостольскими, поместными Соборами, правилами Святых Отцов [8].

«В христианской церкви с самого начала запрещен был брак 3-й степени боковой линии (Ап. 19) кровного родства. Амвросий Медиоланский в одном из своих писем отвечает, что  {amp}lt;…{amp}gt; воспрещение распространялось на племянников, иначе говоря — до 4-й степени боковой линии, и {amp}lt;…{amp}gt; всегда обращалось внимание на то, {amp}lt;…{amp}gt; чтобы вследствие брака {amp}lt;…{amp}gt; старшие родственники не очутились в положении младших, а младшие {amp}lt;…{amp}gt; не заняли бы места старших.

Это подтверждает и Василий Великий в своих правилах, в частности же в 87-м правиле. Так дело обстояло в отношении браков по кровному родству, равно и по свойству» [9].

Трулльский (Пято-Шестой Собор), бывший в 691-692 гг., подтвердив ранее принятые запреты для родственных браков, установил новые. Причиной стало то, что свт. Василий Великий «в правилах своих, некоторые из запрещённых браков исчислил, а весьма многое прешел молчанием, {amp}lt;…{amp}gt; дабы таковыми названиями не осквернить слова. {amp}lt;…{amp}gt; Но, поскольку через таковое молчание {amp}lt;…{amp}gt; естество само себя смешивало, мы признали нужным открыто изложить сие», — писали Отцы Собора.

Запрещался брак с дочерью брата своего (3 степень), отца и сына с матерью и дочерью (2 степень), отца и сына с двумя сестрами, так же как матери и дочери с двумя братьями (3 степень), двух братьев с двумя сестрами (4 степень). Также возбранялись браки по духовному родству, между восприемниками от крещения и родителями крестников.

Впоследствии в 997 году при патриархе Сисинии II были запрещены браки до 6-й степени включительно, а в 1166 г. при патриархе Луке запрещены в кровном родстве до 7-й степени включительно [10].

В двухродном родстве браки были запрещены до 6-й, а в трехродном родстве до 4-й степени. Не допускалось, чтобы после браков младшие родственники становились старшими [11].

Родственные отношения: кто кем приходится и степени родства

Запрещено венчать незнакомых, не принадлежащих к данному приходу людей: «бегунов и пришельцев, и не имущих своея си оседлости» [18]. О том, те ли они люди, за которых себя выдают, и позволительно ли им вступать в брак, можно судить только на основании их собственных слов, проверить которые сразу невозможно. В таких случаях лишь проведя тщательное расследование всех обстоятельств и получив благословение епископа, священник может венчать брак[19].

Запрет близкородственных браков в Священном Писании и Предании Церкви

Родственные отношения – это общественные отношения между людьми, которые возникают из факта происхождения одного индивидуума от другого, а также нескольких индивидуумов от одного предка.

По степени выделяются близкое и дальнее родство, а по наличию родственных связей прямое и непрямое. Следует отметить, что относительно прямых родственных связей отдельно выделяются прямая восходящая линия родства и, соответственно, нисходящая линия.

С правовой точки зрения значение имеют лишь законодательно установленные связи. Иными словами, даже если люди и приходятся друг другу родственниками, такие связи повлекут взаимное возникновение прав и обязанностей между ними не во всех случаях, а лишь когда это установлено законом.

В этом случае сложно переоценить понятие семьи, родства и свойства, их правовое и юридическое значение, ведь многие права и обязанности напрямую связаны с наличием родственных отношений. Например, родительские обязанности проистекают из факта отцовства или материнства, а правоотношения по наследованию проистекают из факта родства с наследодателем.

В юридическом отношении важно четко понимать, являются ли родственники близкими или нет. Поэтому при возникновении вопроса, является перечень близких родственников в семейном праве исчерпывающим или нет, следует руководствоваться соответствующими положениями Семейного кодекса РФ.

С правовой точки зрения важно понимать, какие из видов родства играют роль в правоотношениях между родственниками, а какие несут скорее социальное, чем правовое значение. В этой связи необходимо разобраться, какие именно виды родства порождают те или иные правовые отношения.

Полная схема родственных отношений предполагает указание абсолютно всех видов родства, включая такие понятия как, например, свояки, сваты и так далее. В связи с многообразием видов родственных связей целесообразно рассмотреть лишь основные, наиболее часто встречающиеся виды.

К первой группе относятся кровные связи, например, родители и дети, бабушки и дедушки, братья и сестры. Сюда можно отнести двоюродных, а также троюродных братьев и сестер.

Родственные отношения: кто кем приходится и степени родства

Вторую группу, соответственно, составляют неродственные связи (родители супруга, его брат или сестра).

https://www.youtube.com/watch?v=NDlDXV109OM

Если рассматривать родство не в узком правовом поле, а более широко, то традиционно к родственникам можно причислить, например, крестных. Однако с правовой точки зрения такое родство никакого значения иметь не будет.

Иногда можно встретить и довольно непривычное для рядового обывателя название родственных связей. Например, не каждый сможет понять, что «дщерич» – это племянник по тетке, а сын брата – это «братыч».

В кровнородственных связях состоят лишь те родственники, которые связаны между собой по происхождению. Это может быть связь как по восходящей, так и по нисходящей линии. В зависимости от того, имеет кровное родство тот или иной родственник или нет, зависит объем взаимных прав и обязанностей между людьми.

Такая тенденция прослеживается, например, в правоотношениях родителей и детей, возникающих в силу происхождения. Здесь все понятно, а вот являются ли кровными по отношению друг к другу сами родители? В этом случае связи, возникающие в силу заключения брака – это не кровное и не прямое родство, а только лишь приобретенное.

Кроме родителей и детей, к кровным родственникам относятся братья и сестры, дедушки, бабушки и внуки, дяди, тети и племянники, а также другие родственники при условии, что они связаны между собой в силу происхождения. Таким образом, именно происхождение является ключевым фактором наличия кровного родства.

В отличие от кровного, близкое родство – понятие более широкое. Сам термин «близкий родственник» нашел свое закрепление в статье 14 СК РФ, согласно которой под близкими родственниками подразумеваются как братья и сестры (как полнородные так и нет), так и, естественно, родители и дети, а кроме того бабушки, дедушки и внуки.

Родственные связи

Как видим из данного определения, кровные и ближайшие родственники – понятия во многом пересекающиеся, хотя под кровными родственниками понимается несколько более широкий круг субъектов.

Например, согласно действующему законодательству Российской Федерации, при усыновлении статус усыновленного ребенка ничем не отличается от статуса кровного.

Таким образом, такие виды родства, как кровное и близкое, зачастую пересекаются, но полностью не совпадают. В то же время усыновленный ребенок будет фактически считаться кровным, с абсолютно таким же объемом прав, как если бы он имел биологическое происхождение от усыновителя.

Рассматривая вопрос кровного родства, не следует забывать, что, помимо родителей и детей, дедушек/бабушек и внуков, а также братьев и сестер, к данной категории относятся и другие, например, двоюродные, троюродные или четвероюродные брат и сестра.

К четвероюродным братьям и сестрам относятся такие родственники, которые имеют общих прадедушку и прабабушку; по степени родства они являются четвероколенными родственниками.

Таким образом, определяющим фактором для установления, являются ли братья и сестры по отношению друг к другу родственниками кровной степени родства, будет наличие общего предка, например, если у них будет общая прабабушка.

Если же у бабушки или дедушки были брат или сестра, то, соответственно, их внуки будут приходиться вам троюродными братьями или сестрами.

А вот двоюродными братьями и сестрами будут являться дети, рожденные в браке брата или сестры ваших родителей.

Для обозначения двоюродных братьев используется такой термин, как кузен. Поэтому, если вдруг возникнет вопрос, кто такой кузен в родственных связях, то это и есть двоюродный брат.

При заключении брака у супругов может возникнуть вопрос, в какой же степени родства они находятся по отношению друг к другу? Ведь кровной связи между ними нет, но в то же время брак – это и есть семейные узы. По семейному праву, супруги не могут быть близкими родственниками, ведь браки между ними прямо запрещены законом.

Правоотношения, возникающие в браке – это семейно-правовые отношения между лицами, связанными свойством.

Свойство – это отношения, которые возникают в силу заключения брака супругами и помимо создания семьи влекут возникновение родственных связей между родственниками жены и мужа.

Иными словами, до заключения брака родственники супругов никак между собой не связаны, но после создания молодоженами семьи возникает и родство между двумя родами, соответственно, теперь они «свойственники».

Для возникновения такого рода родственных связей, естественно, первым условием является вступление в брак.

Предлагаем ознакомиться  Так не поступают! Почему первокурсники "вылетают" после первой сессии

Если мужчина и женщина вступили в брак, то их родственники между собой становятся свойственниками. Так, например, если у жены есть брат, то он становится шурином по отношению к супругу своей сестры. Если же, например, ваша сестра выйдет замуж, то муж сестры станет для вас свояком.

Интересно, что в хитросплетении наименований связей между родственниками мужа и жены встречаются термины, имеющие в обиходе сразу несколько значений. Так, например, для женщины, которая занимается знакомствами между мужчинами и женщинами с целью создания ими семей, традиционно используется такой термин, как «сваха», однако под этим термином также понимаются матери супругов по отношению друг к другу.

Родственные связи возникающие в браке

Многообразие возможных родственных связей иногда вносит путаницу в понимание того, кто кому на самом деле кем приходится, поэтому родственные связи мужа и жены нужно рассматривать одновременно с их связями по отношению к новым родственникам (родственникам мужа относительно жены и наоборот).

Заключение брака приводит к тому, что родственники жены и мужа, в свою очередь, становятся родственниками по отношению друг к другу. Наиболее тесные связи возникают именно с родителями жены или мужа. В этой связи мать мужа – будет называться свекровью, и, соответственно, отец мужа – свекор.

В этой связи интересен вопрос и о взаимоотношениях родителей супруги не только по отношению непосредственно к ней самой, но и во взаимосвязи с родителями ее мужа. Кем друг другу будут приходиться родители новобрачных?

Так, мать мужа по отношению к родителям жены и наоборот будет являться «свахой», а отец, соответственно, «сватом».

Проще говоря, по-родственному сваха – это мать одного из супругов по отношению к родителям другого.

Мать жены будет являться для мужа тещей, отец жены – тесть. Муж дочери для ее родителей является зятем.

Что касается матери жены, то, как правило, в данном случае терминология не вызывает сложностей. Это во многом обусловлено тем, что мать супруги – это та родственница, с которой новоиспеченному мужу приходится иметь дело чаще, чем с другими. Некоторые в обиходе даже называют мать своей жены второй мамой, однако традиционным все же будет термин «теща».

В определении правового статуса детей от предыдущих браков ключевую роль играет официальное установление отцовства или материнства. Так, если отец ребенка не хочет или не может заниматься его воспитанием, то он может быть лишен родительских прав. В то же время последующее усыновление ребенка от предыдущего брака приведет к тому, что он станет сыном нового отца. При этом неродной сын одного из супругов теряет правовую связь по отношению к кровному отцу.

author

Основным принципом в правовом статусе членов семьи является соблюдение равноправия супругов. Это, в частности, находит свое отображение в свободе выбора профессиональной деятельности, рода занятий, профессии, места проживания и так далее.

Семейные связи предполагают возникновение имущественных прав и обязанностей у супругов, например, все совместно нажитое в браке имущество будет считаться общим.

Иногда приходится сталкиваться с ситуацией, в которой может потребоваться официальное подтверждение родства. Последнее может понадобиться в тех случаях, когда возникает необходимость установления родственных связей. К примеру, такое часто происходит при наследовании, чтобы нотариус мог выявить родственную связь наследника с наследодателем.

Иногда документом, подтверждающим родственную связь, может стать надлежащим образом оформленная справка о родстве (из органов ЗАГСа). Но чаще всего действовать приходится через суд, путем подачи иска об установлении родственных связей.

За непозволительные браки посылаются бедствия

Следует помнить, что Слово Божие предостерегает от беззаконных браков: «кто будет делать все эти мерзости, то души делающих это истреблены будут из народа своего», а если эти беззакония будут творить народы, то за это их «свергнет земля», которую они осквернили, то есть они со временем погибнут, вымрут, не оставят после себя потомства (Лев. 18:27-29).

Патриарх Сисиний писал, что за эти беззакония посылаются на людей землетрясения, язвы, голод, войны, засухи и другие наказания Божии: «Гнев Божии поселяется в дому их и в конец погубляет их» [12].

Общие понятия брачного родства

В реальной жизни выполнение правил о допустимом брачном родстве и в древности, и теперь сталкивается с трудностями. Речь идёт не просто о схемах родственных отношений, за ними стоят живые люди, их судьбы и судьбы их детей, человеческое счастье и несчастье, а главное, вечная участь их душ. Враг спасения, играя на человеческих страстях, соблазняет людей желать браков в недозволенных степенях родства.

В России после реформ патриарха Никона общины староверов оказались в чуждом им «никонианском» окружении и могли заключать браки только в среде своих единоверцев. В условиях гонений венчание браков совершалось украдкой, нередко в отдаленном приходе, священнику которого было некогда выяснять, состоят ли брачующиеся в допустимом родстве или нет.

Ситуация стала ещё более сложной в советское время, когда немногие православные верующие семьи, в которых были женихи и невесты, оказались в окружении огромной массы атеистического населения. Брак с иноверным или атеистом запрещён правилами и зачастую окончился бы полным отпадением от веры. В этих стесненных обстоятельствах гонительного времени многие священники руководствовались подходом «по нужде и правилу бывает пременение».

В наше время гонения остались позади. Однако осталась проблема породнения жителей традиционно старообрядческих сёл России, Украины, Молдавии или потомственных прихожан храмов в крупных городах. Теперь в большинстве случаев выбор спутника жизни совершается не по воле родителей, а по личному желанию, «по красоте».

Даже в традиционно старообрядческих местах и приходах молодёжь малоцерковна, часто живёт «по преданию человеческому, по стихиям мира, а не по Христе» (Колос. 2:8). Если их отказываются венчать из-за недопустимого родства, они нередко вступают или угрожают вступить в невенчанное сожительство, и священник оказывается перед нелегким выбором.

Ситуация осложняется тем, что в наше время церковный брак не имеет юридической силы, а гражданское законодательство не возбраняет близкородственные браки, запрещённые Церковью [13]. Как никогда справедливо звучат слова свт. Василия Великого: «Аще кто желает брака по закону, то ему отверста вся вселенная.

Стеснённые обстоятельства, возможно, и могут позволить в каких-то случаях браки в более близких степенях, чем это требуют правила. Однако не следует забывать, что исключения не могут стать всеобщим правилом. Господь установил запреты на близкородственные браки из любви к людям, чтобы не допустить вырождения рода человеческого.

В одном старообрядческом селе на юге бывшего СССР авторитетные старики уговорили священника обвенчать брак недопустимо близкой степени родства, поскольку другие женихи были неверующими или никонианами. Священник поддался этим уговорам. Молодым людям, вступившим в этот брак, пришлось нести тяжелый крест, так как все рождающиеся у них дети были психически нездоровы.

«Землетрясения, язвы, голод, войны, засухи и другие наказания Божии» посылаются не только как наказание, но и как спасение, поскольку исторические потрясения и бедствия зачастую приводят к переселению людей на новые места жительства, перемешивают население, предотвращая тем самым близкородственные браки.

Старообрядцам стоит подумать о том, что попытка уютно жить, замкнувшись в связанные родственными узами общины, есть путь тупиковый. Через несколько поколений в таких общинах все породнятся и уже не смогут дальше вступать в браки. Даже по этой причине невозможно уклониться от выполнения заповеди Господа:

является ли жена родственником мужу или нет

Близость родства определяется линиями и степенями. Степень (по-славянски «ступень») — связь одного лица с другим посредством рождений. Например, отец состоит с сыном в первой степени родства, с внуком — во второй и т. д.

Между супругами устанавливается нулевая степень родства, при подсчетах степеней родства муж и жена считаются как один человек, согласно словам Евангелия о супругах: «неста два, но плоть едина» (Матф.19:5-6).

Колено — то же, что и слово «поколение». В этом же смысле иногда используется в славянском языке и слово «род». Например, слова заупокойной молитвы «память их от рода и в род» означают «память из поколения в поколение».

Линия — это связь непрерывно продолжающихся степеней родства между поколениями, например, от отца к дочери и внуку.

Допустимые и недопустимые степени родства одинаково исчисляются как для мужчин, так и для женщин. Например, как дядя не может жениться на своей племяннице (третья степень родства), так и тётя не может выйти замуж за племянника.

При церковно-канонических определениях степеней родства между людьми обычно подразумеваются семейно-родственные отношения, возникающие в результате законных христианских браков. Однако, согласно церковным каноническим правилам, таким же образом, на основании факта рождения, считаются степени родства и между людьми, рожденными вне христианского венчанного брака, как в случае государственной регистрации супружества, так и при явном блудном сожительстве. Возникающие при этом близкородственные связи так же являются препятствием для христианского брака, как и родство в венчанном браке [25].

По мнению некоторых современных знатоков церковных правил, это остаётся в силе и в том случае, если блудное сожительство имело место до крещения человека. Хотя в Таинстве Крещения и происходит полное оставление совершенных ранее грехов, но кровные родственные связи по плоти не упраздняются [26].   

Какие выделяются степени родства

Бывает непросто разобраться, кто кому кем приходится по родству, ведь многообразие родственных связей и применяемых для их обозначения терминов очень велико. Часто люди путаются в таких терминах, как «пасынок», «падчерица», «мачеха», «шурин», «золовка», «деверь», не в состоянии понять, какие их них имеют официальный статус, а какие применяются лишь в обиходе. Многие люди все чаще обращаются в архивы для того, чтобы воссоздать генеалогическое древо родства.

По степени родства выделяются две линии: прямая и боковая. Прямая линия может быть восходящей и нисходящей. Отличие боковой линии от прямой проявляется в том, что при боковой линии несколько лиц имеют происхождение от общих предков. При прямой линии связь очевидна, например, отец и сын.

По наличию кровнородственных связей выделяется кровное и разнородное родство.

Очень удобно изучать родственные связи в таблицах, которые сегодня несложно найти в сети интернет.

Следует обратить внимание, что к прямому относится родство первой (родители и дети) и второй степени (дедушки/бабушки и внуки). Что касается бокового родства, то наглядным его примером являются братья и сестры.

Вопрос о том, что такое степень родства и какое значение она имеет, очень часто возникает при правоотношениях наследования, где зачастую возникают споры между родственниками, кто и в каком порядке имеет право претендовать на наследство и почему одни наследники в данном случае получают приоритетное право перед другими. В этой связи каждому гражданину очень полезно разбираться в том, как определить степень родства в русской семье.

Предлагаем ознакомиться  Как оформить передачу денег между родственниками

близкие родственники по гражданскому кодексу рф

Поскольку, в соответствии с законодательством, степень родства определяется по числу рождений, которыми родственники отделяются между собой, то логично, что к первой степени родства закон относит самых близких родственников, тех, которые непосредственно состоят между собой в прямой кровнородственной связи. Таким образом, родственники 1 степени родства (отделены между собой одним рождением) – это родители и дети.

Здесь нужно принять во внимание, что действующим законодательством предусмотрены случаи, когда люди, не связанные кровнородственными отношениями, в силу реализации предусмотренных семейным законодательством возможностей приобретают статус родственников первой линии родства.

Это имеет место, например, при усыновлении, когда ребенок становится членом семьи, хотя в его жилах и не течет кровь усыновителей. Такой ребенок в семье будет иметь те же права и обязанности, что предусмотрены для кровных детей.

Ко второй степени родства относятся люди, отделенные между собой двумя рождениями. Например, дедушка, бабушка и их внуки – это вторая степень родства.

Существуют и другие степени родства, например, к третьей относятся прадедушка, прабабушка и правнуки, а также дяди и тети по отношению к племянникам. Двоюродные же братья и сестры между собой будут состоять уже в четвертой степени родства, равно как и двоюродные бабушки и дедушки относительно внучатых племянников.

Степень родства при наследовании определяет право тех или иных родственников на наследство. В правоотношениях наследования право на получение имущества напрямую зависит от наличия родственных связей. В этой связи всегда возникает масса вопросов, например, к какой степени родства следует отнести своего супруга.

Однако само по себе наличие родственной связи не дает право на наследство. По закону призыв к наследованию наследников первой очереди автоматически исключает возможность наследования представителями последующих очередей. Иными словами, обязательно соблюдается очередность родства по закону при получении наследства в России.

Выяснение возможности вступления в брак

Священник, согласно Кормчей, должен познакомиться с брачующимися («кто и каковы суть»), узнать перед браком, нет ли между желающими брачиться препятствия, возбраненного правилами: духовного или плотского родства, позволяет ли им возраст вступать в брак. Если священник, к которому обратились для венчания брака, узнает о его незаконности, в том числе о недопустимо близком родстве брачующихся, то «браку беззаконному причетнику не венчати», чтобы «к чужим грехом себе да не приобщати» [15].

Если же «приключится подозрение или ина какова важная вина», то вопрос рассматривается епископом («рассуждению епископову сия да подлежит»), чтобы брак не был расстроен из-за клеветы («яко от зависти и лукавства неких лиц препято быти может супружество»). Если не выявилось препятствий к браку или епископ признал их несостоятельными, «иерей да обручит, или и венчает их невозбранно» [16].

кто считается ближайшими родственниками

 «Венчание и благословение супружества» не должно быть тайным, на дому, а должно совершаться «в церкви перед людьми», при свидетелях [17].

Ответственность священника за совершение незаконного брака

В Номоканоне сказано: «Священник аще в ведении благословит возбраненный брак от сродства, или кумовства, или четвероженства, или неимущь возраста, {amp}lt;…{amp}gt; да извержется, а брак да не будет тверд» [20], то есть подлежит расторжению.

Свт. Арсений Уральский пишет, что недостаток в кровном и других сродствах в единой степени исправляется двухлетней епитимией неядения мяса. Но если незаконность брака будет больше одной степени, то он в Церкви не принимается, а вступившие в него люди после того, как разойдутся, должны выполнить епитемию кровосмесников [21].

Согласно правилам свт. Василия Великого, «совокупление браком людей, состоящих в возбраненном для онаго родстве, аще усмотрено будет случившееся, яко грех человеческий, подлежит епитимии прелюбодеев». Им «да не будет позволено входити в дом молитвенный, доколе не отступят от беззаконнаго и гнуснаго действия» [22].

Матфей Властарь пишет, что «божественные правила определяют незаконные браки расторгать» [23].

Мужчина и женщина, пребывающие в противозаконном браке, могут и должны «свободити себя от спряжения оного». Они, если в дальнейшем пожелают, могут невозбранно вступить в другие браки, если к тому не будет иных законных препятствий [24].

Родство однородное (кровное)

Существуют различные виды родства между людьми. Родство однородное или кровное (единокровное) связывает всех людей мужского и женского пола, происходящих от одного родоначальника, даже если не все они носят одну фамилию.

Родство по восходящей линии идет от человека к его предкам — отцу (матери), дедушке (бабушке), прадедушке (прабабушке) и т.д.

кто по семейному кодексу является близким родственником

Родство по нисходящей линии идет от человека к его потомкам: детям, внукам, правнукам и т.д. независимо от пола.

В родстве однородном (кровном) браки по прямым нисходящим и восходящим линиям полностью запрещаются в любых степенях. То есть, запрещены браки между родителями и детьми, дедом и бабкой и внуками и т.д. во всех поколениях.

Побочное кровное родство или родство по боковой линии возникает между людьми, имеющими общих родоначальников, но не связанных между собой по прямой линии. В таком родстве находятся братья и сестры родные, двоюродные и троюродные, дяди и тёти с племянниками и племянницами, внучатые племянники, то есть внуки родных братьев или сестер и т.д.

В родстве однородном (кровном) побочном (боковом) браки воспрещаются до седьмой степени родства и разрешаются начиная с восьмой степени и далее[27]. То есть браки запрещены между родными, двоюродными и троюродными  братьями и сестрами, но разрешены для четвероюродных братьев и сестер [28].

Также в однородном (кровном) родстве запрещены все браки между дядями (тетями) и племянниками (племянницами) всех степеней родства, меньших восьмой. Например, родной дядя не может жениться на родной племяннице (дочери брата), потому что они в третьей степени родства [29]. Малый (двоюродный) дядя не женится на  малой  (двоюродной) племяннице, дочери двоюродного брата своего, потому что они в пятой степени родства [30].

Родство по усыновлению (удочерению)

кто является близкими родственниками согласно законодательству

В 24-й новелле императора Льва Мудрого (конец IX — начало X вв.) предписывается совершать усыновление с совершением особого церковного чина. Этот чин «бываемый, в чадотворении» включен в славянский старопечатный большой Потребник (глава 36). Он совершается священником, состоит из особой малой ектеньи и трех молитв. После совершения этого чина усыновители становились для усыновленных вместо родителей, а приемные дети вместо родных детей [31].

В отношении запрещённых и разрешённых браков родство по усыновлению должно соблюдаться так же, как и кровное родство. Усыновитель (усыновительница) и усыновленный (удочеренная) не могли вступать в общение брака друг с другом (первая степень родства). Усыновитель не мог жениться на усыновленной так же, как на родной дочери [32].

Усыновленный сын не может жениться на жене своего названного отца после его смерти как на матери. Усыновитель не может взять в жены после смерти усыновленного сына его жену [33]. Приемный сын не может жениться на матери жены названного отца (она вместо бабки, вторая степень), ни на сестре её матери (она вместо великой тетки, четвертая степень).

Совершение браков между усыновленными и естественными (и сводными) детьми усыновителя воспрещалось так же, как и между родными братьями и сестрами (вторая степень родства). Усыновленный не может жениться ни на дочери, ни на падчерице своего названного отца, так как он приходится им вместо родного брата (вторая степень родства) [34].

Приемный сын не может жениться на дочери сына своего названного отца (он ей дядя, третья степень родства), ни на внучке (четвертая степень родства).

Родство двухродное (свойство)

определение близкие родственники по закону кто это

Двухродное родство (свойство) объединяет посредством брака два рода. Оно создает родственные связи между единокровными родственниками мужа и единокровными родственниками  его жены.

Свойственниками называются родственники по мужу, по жене. Свояченица — сестра жены, свояк — её муж. Свояки — женатые на двух сестрах. Иногда свояками называют вообще всех родных по свойству. Сват и сватья — родители молодых супругов и их родственники, породнившиеся через брак (сватовство).

Степени двухродного родства считаются так же, как и в кровном родстве, при этом степени кровного родства между родными мужа и родными жены складываются.

В двухродном родстве, в котором сочетаются два рода, браки разрешаются в шестой степени родства, если при этом не смешиваются родственные имена (поколения), то есть младшие родственники через брак не становятся старшими родственниками [35].

Например, мой брат находится со мной во второй степени родства, сестра моей жены по отношению к ней также во второй степени. При этом два родных брата не женятся на двух родных сестрах, так как между ними четыре степени и смешиваются имена (братья становятся свояками) [36].

Родной дядя и племянник не женятся на матери и дочери, так как между ними четвертая степень родства [37].

Племянник мужа может жениться на племяннице жены, так как между ними шестая степень родства и родственные имена не смешиваются (не роднятся со старшими родственниками) [38].

Если в двухродном родстве происходит смешение родственных имен, то такие браки запрещаются и в шестой, и в седьмой степени родства. Например, два родных брата не женятся на тетке и племяннице, так как пятая степень родства и племянница становится невесткой [39].

Два родных брата не женятся на двух двоюродных сестрах, так как, хотя между ними и шесть степеней, но двоюродные сестры становятся соневестками [40].

Таким же образом запрещаются и другие подобные браки. Причем в некоторых случаях отдаленного родства седьмой степени у древних авторитетных канонистов существуют разногласия по поводу их допустимости.

Церковные правила не одобряют второй брак, но допускают его в случае смерти одного из супругов или церковного расторжения брака для невиновной в этом стороны [41].

После смерти жены муж не может жениться на её сестре так же, как и на своей родной сестре (2-я степень родства) [42]. Не может он жениться ни на племяннице покойной жены (3-я степень) [43], ни на дочери племянницы (4-я степень) [44], ни на внучке её (5-я степень) [45]. Не может он жениться на двоюродной сестре своей жены (4-я степень) [46], на дочери двоюродной сестры (5-я степень) [47], ни на троюродной сестре (6-я степень) [48].

Второбрачные супруги так же, как и первобрачные, находятся в нулевой степени родства. При вступлении во второй брак людей с детьми в случае рождения ими после этого совместных детей в одной семье могут оказаться полнородные, неполнородные и сводные дети.

Полнородные братья и сестры имеют двух общих родителей.

Предлагаем ознакомиться  Отпуск по смерти близкого родственника

кто является ближайшим родственником по закону

Отчим — второй муж матери (неродной отец). Мачеха — вторая жена отца (неродная мать). Неполнородные братья и сестры имеют одного общего родителя: единокровные дети — от одного отца, но разных матерей, единоутробные дети — от одной матери, но от разных отцов.

Пасынок — сын мужа от 1-й его жены или сын жены от 1-го её мужа. Падчерица — дочь мужа от 1-й жены или дочь жены от 1-го мужа.

Сводные братья и сестры — пасынки и падчерицы между собою. Они имеют разных родителей и породняются в результате вступления родителей во второй брак.

По церковным правилам, степени в сводном родстве исчисляются так же, как и в кровном родстве. Все их дети: полнородные, неполнородные и сводные состоят между собою в том же родстве, что и родные, то есть являются братьями и сестрами.

Сводный брат не может жениться на своей сводной сестре (вторая степень родства), ни на её дочери, сводной племяннице (третья степень родства) [49].

кто относится к близким родственникам

Если продолжать эту линию родства, то он не может жениться ни на внучке своей сводной сестры (четвертая степень), ни на её правнучке (пятая степень). Разрешен будет брак только на внучке в четвертом колене, праправнучке своей сводной сестры  (шестая степень родства и роды не смешиваются) [50]. Однако на практике в таком браке будет слишком большая разница в возрасте между брачующимися.

Пасынок состоит в отношении с мачехой в первой степени родства, как с родной матерью [51].

Поэтому пасынок не может жениться на родной сестре мачехи, как на своей сводной тетке (третья степень), ни на её дочери, своей сводной двоюродной сестре (четвертая степень) [52].

Если продолжать эту линию родства, то пасынок не может жениться на дочери своей сводной двоюродной сестры (пятая степень родства), но может жениться на её внучке (шестая степень родства и роды не смешиваются) [53].

Сын пасынка может жениться на внучке сестры мачехи, своей сводной тетки (шестая степень и имена не смешиваются) [54].

Возможны и многие другие схемы родственных отношений, при которых браки допустимы и недопустимы. Они приведены в специальной литературе.

Я не могу жениться, после смерти моей сестры и её мужа, на его второй жене (вторая степень родства) [57].

Родственные отношения: кто кем приходится и степени родства

Я не могу жениться на матери второй жены моего брата, его свекрови (третья степень родства) [58].

Я могу взять в жены, по смерти её первого мужа, жену шурина моего брата (четвертая степень родства) [59].

Однако я не могу жениться на жене умершего двоюродного брата моей покойной жены. Мы фактически вошли в кровное родство, поскольку с нашими бывшими супругами стали единой плотью, и такой брак в четвертой степени недопустим [60].

Отец (после смерти жены) женится на своячнице (сестре жены) шурина (брата жены) своего сына, между ними пять степеней [61].

Препятствием для таких браков также становится возможность смешения родов (поколений), когда младшие родственники посредством брака могут стать старшими родственниками, что недопустимо.

Я не могу жениться на падчерице дочери жены двоюродного брата моей первой жены. Хотя мы с ней в пятой степени родства, что допустимо, однако после такого брака будет смешение родов (поколений), и дочь станет двоюродной невесткой своей матери [62].

Второй брак

Трехродное родство образуется тогда, когда три чужих ранее рода роднятся при помощи браков. Родство также считается по линиям, и количество степеней слагается в общую сумму. Вначале рассмотрим случаи, когда два брака, создающие трехродное родство, существуют одновременно.

Сестра Анна и брат Фома относятся к первому роду. Муж Анны, Петр, относится ко второму роду, а жена Фомы, Марфа, — к третьему. Между Петром и Марфой вторая степень родства [55].

Из трех родов Анна и Фома называются средним родом, а Петр и Марфа называются крайними родами. Чем больше крайние роды удаляются от среднего, тем больше становится возможностей для вступления в брак, и наоборот.

В трехродном родстве (свойстве), благодаря присоединению третьего рода, браки разрешаются начиная от четвертой степени.

Шурин (брат жены) одного из братьев может жениться на своячнице (сестре жены) другого брата, между ними шестая степень родства [56].

Родство духовное

Духовное родство возникает при восприятии младенца во время совершения Таинства Крещения [64].

Восприемник и (или) восприемница должны заботиться о духовном воспитании своего крестника или крестницы, и поэтому, по благодати, становятся вторыми родителями новокрещённого.

Должен быть один или два восприемника? На этот счет есть разные указания. Кормчая упоминает одного восприемника [65]. Стоглавый собор даёт четкое правило об одном крестном [66]. При этом с древности существует и стал узаконенным обычай иметь обязательно при крещении кума и куму, то есть восприемника и восприемницу. Номоканон при Большом Потребнике упоминает крестных отца и матери одного ребёнка [67].

В первой половине XIX века на Рогожском «исполнялся издревле существующий и церковью узаконенный уже обычай — иметь обязательно при святом крещении кума и куму, то есть восприемника и восприемницу, как для мальчика, а равно и для девочки» [68].

Восприемниками признаются только бывшие при крещении, совершаемом священником (а не мирянином) [69].  Нельзя в крестные записывать заочно людей, на крещении не присутствующих.

Крестными не могут быть ближайшие родственники по плоти.

«При крещении не могут воспринимать:

  • брат брата или сестру, сестра брата или сестру;
  • дед или бабка своих внуков;
  • племянник или племянница – своих дядю или тетку.

Родственные отношения: кто кем приходится и степени родства

Не могут быть восприемниками одного младенца:

  •  отец с дочерью;
  • мать с сыном;
  • родители мужа и жены (сватья)».

При этом смешивается родство плотское и духовное [70]. 

Степени духовного родства исчисляются иначе, чем при родстве плотском.

Родной отец ко всем своим детям по плоти состоит в первой степени родства.

Восприемник в первой степени родства состоит только к своему крестнику, с его отцом (кумом) состоит во второй степени, как с братом.

С родным братом крестника, если он его не крестил, восприемник стоит в третьей степени родства, как с племянником [71].

Духовное родство накладывает брачные ограничения между крестными и их крестниками.

В 53-ем правиле Шестого Вселенского Собора (Трулльского) сказано, что «сродство по духу есть важнее союза по телу». Исходя из этого некоторые канонисты считали, что родство по крещению должно считаться так же, как и кровное, и браки в нём запрещены до седьмой степени включительно.

Однако большинством древних канонистов это мнение не было поддержано. Причина была в том, что всякое постоянно проживающее в одной местности население через несколько поколений начинает породняться до такой степени, что это начинает создавать трудности для дальнейших браков. Если и по духовному родству в тех же степенях запрещать браки, то они станут совсем невозможными. Поэтому браки при духовном родстве запрещаются лишь в нескольких оговоренных случаях.

Крестный отец и крестная мать одного крестника (крестницы) не могут вступать между собою в плотской брак[72].

В двести девятой статье Номоканона при Большом Требнике сказано: «Аще муж и жена крестят единому человеку дитя, повелеваем, к тому не смеситися друг другу, понеже кумове вменяются».

Родственные отношения: кто кем приходится и степени родства

Из этого же правила следует, что супруги не могут стать крестными родителями одного крестника, так как после этого они должны прекратить супружеское сожительство.

В Кормчей на листе 551 сказано, что человек, ставший восприемником своему родному сыну, разлучается со своей женой, так как сделал её себе духовной сестрой [73].

Запрещён брак между восприемником и крестницей, как между отцом и дочерью[74].

Не может он жениться и на дочери крестницы[75].

А также запрещён брак восприемника с родной матерью восприемницы, кумой, как с сестрой[76].

В духовном родстве запрещены браки в боковых линиях до 3-й степени включительно.

Сын восприемника не может жениться на своей сестре по крещению, ни на её матери, ни на её дочери [77].

Родственные отношения: кто кем приходится и степени родства

Иногда брак запрещается и в 4-й степени духовного родства. Дети крестного и родные братья и сестры крестника (другие дети кума) не могут вступать между собой в брак, хотя между ними четвертая степень родства.

Но уже в пятой степени браки разрешаются, то есть сын крестника может жениться на внучке кумы.

Тем более разрешен брак между внуками крестника и кума (шестая степень) [78].

По нисходящей линии духовное родство между крестным (крестной) и крестником (крестницей) является препятствием к браку до седьмой степени включительно, подобно кровному родству. То есть брак между родными детьми крестного (крестной) и крестника (крестницы) разрешается только в восьмой степени [79].

Крестовые брат и сестра, имеющие одного крестного, не могут вступать в брак.

Если один человек в разное время был крестным детей мужского и женского пола от разных родителей, то все они, хотя и не имеющие плотского родства, становятся крестовыми братьями и сестрами и не могут вступать между собою в брак (вторая степень родства) [80].

Во многих храмах крестными бывают одни и те же люди, например, сотрудники храма, пономарь и свечница. В этом случае все крещенные ими дети в будущем не должны вступать между собой в браки. Чтобы избежать такой ситуации, надо в храме среди сотрудников иметь одну пару особых восприемников для мальчиков, и другую пару особых восприемников для девочек. Возможно, в соответствии с 17-ой главой Стоглавого собора, вернуться к практике одного восприемника для мальчиков и одной восприемницы для девочек.

Если муж был восприемником одного младенца, а его жена другого, то эти дети не могут вступать в брак между собою так, как будто их крестил один восприемник (муж и жена считаются одной плотью) [81].

Но в детях крестовых братьев и сестер родства не имеется (согласно Кормчей, лист 551, где последующее нисходящее родство не указано).

Свт. Арсений Уральский писал, что, хотя «Номоканон же и здесь простирает сродство до 8 степени, но за невозможностью сего высчитывать, сего нигде ни наблюдается» [82].