Содержание
Что такое открытый конкурс
Для начала определимся с термином «открытый конкурс» — это конкурс, при котором информация о закупке сообщается неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе (ЕИС) извещения о проведении такого конкурса, конкурсной документации. К участникам закупки предъявляются единые требования (ч. 1 ст. 48 Закона 44-ФЗ).
Открытый конкурс и особенности его проведения
На вебинаре вы узнаете, что нужно, чтобы выиграть конкурс, соблюсти сроки и как подготовиться к участию
Смотреть
Победителем конкурса признается участник конкурса, который предложил лучшие условия исполнения контракта (ч. 3 ст. 24 Закона 44-ФЗ).
В каких случаях не проводится открытый конкурс
Открытый конкурс предпочтительно проводить в том случае, когда заказчику важна не только стоимость закупаемых товаров (работ, услуг), но и их качественные, функциональные, экологические характеристики, а также квалификация участников закупки.
Вместе с тем Закон N 44-ФЗ устанавливает ряд ограничений для проведения открытого конкурса.
Открытый конкурс не проводится в следующих случаях:
- конкурс с ограниченным участием,
- двухэтапный конкурс,
- электронный аукцион,
- запрос котировок,
- запрос предложений,
- закрытые способы определения поставщиков,
- закупки у единственного поставщика (ч. 2 ст. 48).
В иных случаях заказчик вправе самостоятельно выбрать способ определения поставщика, в том числе открытый конкурс, исходя из анализа преимуществ и недостатков рассматриваемого способа.
Взимание платы за участие в открытом конкурсе с участников такого конкурса не допускается, за исключением платы за предоставление конкурсной документации в случаях, предусмотренных Законом № 44-ФЗ (ч. 6 ст. 48 Закона 44-ФЗ).
Преимущества и недостатки открытого конкурса
Преимущества данного способа:
- при выборе победителя помимо предложенной участниками цены учитываются и иные критерии, например качественные характеристики товара;
- часть функций по организации и проведению закупки (например, подготовка документации, размещение информации в единой информационной системе (ЕИС)) может быть передана специализированной организации (ч. 1 ст. 40 Закона N 44-ФЗ);
- отсутствуют риски возникновения технических сбоев на электронной площадке.
К недостаткам открытого конкурса относятся:
- высокая вероятность проверки на предмет правильности выбора способа определения поставщика (в связи с наличием ограничений на проведение открытого конкурса);
- длительность процедуры по сравнению с запросом котировок, запросом предложений, закупкой у единственного поставщика;
- высокий риск возникновения претензий к заказчику и конкурсной комиссии в связи с ошибками в ходе проведения открытого конкурса (из-за сложности и многоэтапности процедуры);
- расширенный (по сравнению с электронным аукционом) перечень обязанностей заказчика, например по приему и регистрации заявок, обеспечению их сохранности.
Порядок проведения открытого конкурса по Закону 44-ФЗ
Этап №1 — Предварительная подготовка к проведению открытого конкурса
На данном этапе заказчик:
- принимает решение о проведении закупки и форме её проведения,
- занимается организацией и планированием предстоящей закупки,
- формирует конкурсную комиссию (единую комиссию),
- определяет её состав и порядок функционирования, разрабатывает и утверждает положение о комиссии, привлекает специализированную организацию (в случае необходимости).
Срок: не позднее чем за 20 календарных дней до предполагаемой даты окончания срока подачи заявок на участие в конкурсе.
Этап №2 — Подготовка документов для проведения конкурса
Для проведения открытого конкурса заказчик разрабатывает и утверждает конкурсную документацию (ч. 3 ст. 48). Для разработки конкурсной документации заказчик вправе привлекать специализированную организацию. Типовая конкурсная документация обязательна для применения заказчиками (ч. 4 ст. 48).
Этап №3 — Публикация извещения о проведении открытого конкурса
Извещение о проведении открытого конкурса размещается заказчиком в ЕИС не менее чем за двадцать дней до даты вскрытия конвертов с заявками или открытия доступа к заявкам, поданным в форме электронных документов (ч. 1 ст. 49).
Заказчик вправе опубликовать извещение о проведении открытого конкурса в любых средствах массовой информации или разместить это извещение на сайтах в сети «Интернет» при условии, что такое опубликование или такое размещение осуществляется наряду (а не вместо) с размещением информации в ЕИС (ч. 2 ст. 49).
Заказчик вправе принять решение о внесении изменений в извещение о проведении открытого конкурса не позднее чем за пять дней до даты окончания срока подачи заявок. Изменение объекта закупки и увеличение размера обеспечения заявок на участие в открытом конкурсе не допускаются.
Этап №4 — Прием и регистрация заявок
Заявки должны поступать в запечатанных конвертах либо в форме электронных документов (если такая форма предусмотрена конкурсной документацией) по тем правилам, которые изложены в конкурсной документации (ч. 2 ст. 51 Закона № 44-ФЗ).
https://www.youtube.com/watch?v=ytaboutru
При получении заявки заказчику необходимо осуществить следующие действия:
- зарегистрировать заявку в журнале регистрации (ч. 6 ст. 51 Закона N 44-ФЗ);
- обеспечить сохранность, защищенность, неприкосновенность и конфиденциальность заявки (ч. 11 ст. 51 Закона N 44-ФЗ).