Документы, подтверждающие личность в Казахстане

В Республике Казахстан перечень основных документов, которые подтверждают личность гражданина, требования к бумагам, а также порядок выдачи, восстановления и изъятия установлены законом “О документах, удостоверяющих личность”.

Так, документами, по которым совершаются гражданско-правовые сделки, и бумагами, подтверждающими личность гражданина, могут являться:

  • паспорт;
  • удостоверение личности (Казахстан);
  • вид на жительство (для иностранцев);
  • удостоверение апатрида;
  • дипломатический или служебный паспорта;
  • удостоверение личности моряка;
  • подтверждение статуса беженца;
  • свидетельство о рождении;
  • свидетельство на возвращение.

В некоторых случаях документом, подтверждающим личность, могут выступать военный билет, водительское удостоверение, запись о рождении в книге актов. Удостоверение личности (Казахстан) выдается уполномоченными органами республики и остается собственностью государства.

Документы по умолчанию заполняются на казахском языке. По просьбе владельца личная информация может быть продублирована на русском или английском языках. При этом на английском может заполняться только паспорт или свидетельство лица без гражданства.

Любой документ, подтверждающий личность, должен соответствовать ряду требований, определяющихся тем же законодательным актом, что и список бумаг. Паспорт, удостоверение личности (Казахстан) или другой документ из вышеперечисленных должен содержать следующую информацию:

  • фамилию и имя, отчество (если есть) гражданина;
  • место и дату рождения;
  • фотографию (кроме свидетельства о рождении);
  • половую принадлежность (кроме свидетельства о рождении);
  • национальность (исключительно по желанию владельца документа);
  • гражданство (кроме свидетельства о рождении);
  • название организационной единицы, выдавшей документ;
  • серию и номер удостоверения личности (Казахстан);
  • дату выдачи документа;
  • подпись владельца документа (кроме свидетельства о рождении).

Фото 1

Некоторые документы, кроме того, содержат еще и ИИН. К таковым бумагам относятся: паспорт гражданина РК, в том числе служебный и дипломатический, удостоверение личности (Казахстан), свидетельство о рождении, вид на жительство (для иностранных граждан) и свидетельство апатрида.

Сверху указано название документа и государство, выдавшее удостоверение личности. С левой стороны пластиковой карты располагают фото владельца. На лицевой стороне содержится только основная личная информация: имя и фамилия, отчество (в том случае, если имеется) и дата рождения. В документах старого образца на лицевой стороне также был указан ИИН, а в нижнем углу располагалась подпись владельца документа.

Предлагаем ознакомиться  Размер декретных до 1 5 лет

На обороте удостоверения личности указаны место рождения, национальность (если владелец документа не дал согласие на указание национальности, остается пустая строка), номер и серия удостоверения личности (Казахстан), дата выдачи, наименование органа, выдавшего карточку, срок действия документа. Тут же располагается электронный чип и штрих-код.

По сравнению с документами старого образца, в пластиковых картах, выданных с первого декабря 2014 года, изменен дизайн, улучшена защита от подделок и уменьшено количество полей на лицевой стороне (ИИН и подпись перенесены на оборот документа). Удостоверение личности (Казахстан) первого поколения значительно отличается от современных карточек: нет электронного чипа (только штрих-код), меньшая машиночитаемая часть документа, присутствует графа “Место жительства”.

Какие данные указываются в удостоверении

В удостоверение вклеивается фотография владельца, размещается чип, на который записывают биометрическую информацию. При изготовлении документа в него также вносят следующие данные:

  • Номер. Отдельно серия и номер паспорта Казахстана не указываются. Власти посчитали, что одного идентификатора будет вполне достаточно.
  • Фамилия, имя, дата, место рождения и пол владельца. Отчество в новых удостоверениях не указывается.
  • Орган выдачи. Никакой код подразделения в паспорте Казахстана не указывают, а пишут именно наименование госструктуры, осуществившей все необходимые действия по оформлению.
  • Срок действия. Указываются даты начала и окончания его действия.

Важно! Просроченный документ недействителен, и его необходимо заменить на новый.

Уже в процессе пользования в удостоверении делаются следующие записи и отметки:

  • Отметки о пересечении государственных границ. Они проставляются непосредственно на контрольно-пропускных пунктах.
  • Отметки о продлении срока действия. Этот штамп проставляют только при наличии соответствующих оснований.
  • Визы других стран мира. Если они оформлены по классической технологии на бумажных носителях. Электронные визы никуда не вклеивают в большинстве случаев.
  • Записи и отметки о детях в возрасте до 16 лет. Их вносят при необходимости поездки с ребенком в другую страну.
Предлагаем ознакомиться  Как отомстить начальнику, топ 10 самых изощренных способов

Важно! Внесение посторонних записей в удостоверение запрещено. Вся информация в него вносится только официальными органами РК или других стран. При наличии посторонних отметок документ автоматически становится недействительным, и пользоваться им больше нельзя.

Казахстанский паспорт: особенности

Новый биометрический казахстанский паспорт (серия, номер, которого объединены) ввели с 24 декабря 2008 года. Получать или нет этот документ, гражданин решает самостоятельно. Обычно без него можно обходиться, если не ездить в другие страны.

Важно! Получить документ, не имея гражданства РК, нельзя. Это главное требование к владельцу данного документа.

Паспорт – это официальное удостоверение личности. Внешне он представляет собой буклет формата 88×125 мм и включает 18 листов. Обложка голубого цвета с нанесенным золотым тиснением герба РК.

Справка! Получение документа возможно с момента рождения. При этом у несовершеннолетних обычный казахский паспорт, серия, номер, внешний вид его ничем не будет отличаться от аналогичного удостоверения, полученного людьми старшего поколения.

Особенности:

  • Срок действия ограничен и составляет 10 лет. Но в исключительных случаях может быть продлен еще на 1 год по заявлению владельца. После окончания данного срока придется обратиться в госорганы и оформить замену.
  • Информация указывается на казахском и английском языках. На русском языке указывают только национальность, а также печатают заметку о том, что владелец находится под защитой РК.
  • Государственная пошлина за рассмотрение заявления составляет 8 МРП. Примерно это составляет 20200 тенге.
  • Внутри государства для идентификации используют ID-карты. Но они не будут приняты при посещении других государств.

Паспорт гражданина Казахстана придется оформить, если планируется поездка в другие страны. Именно он служит удостоверением личности за пределами родины. Но надо учитывать, что данный документ имеет некоторые особенности (например, в нем нет серии, а есть только номер). Срок действия паспортов ограничен 10 годами, и перед поездкой следует убедиться, что он еще не истек.

Паспорт и удостоверение: одно и то же?

Смарт-карту из износостойкого материала часто путают с паспортом. Таким образом, удостоверение личности (Казахстан) выполняет роль внутреннего паспорта (по аналогии с Российской Федерацией), тогда как паспорт не является обязательным документом и оформляется преимущественно для выезда за границу. Кстати, по внутренним документам граждане Казахстана могут выезжать в Россию, Азербайджан и Киргизию, для других поездок потребуется паспорт.

Другие отличия удостоверения и паспорта гражданина РК заключаются в следующем:

  • паспорт оформляется по желанию гражданина, тогда как удостоверение — документ обязательный для всех лиц, достигших 16 лет и постоянно проживающих на территории государства;
  • документы отличаются внешне: удостоверение личности (Казахстан) являет собой пластиковую смарт-карту, паспорт же выполняется в виде стандартной “книжечки”;
  • паспорт гражданина Республики Казахстан содержит информацию о разрешении на проживание за границей (если таковое имеется), наличии детей (в случае необходимости), в документ вклеиваются визы, ставятся отметки о пересечении границы, не указывается в паспорте отчество владельца;
  • оформить паспорт можно в любом возрасте, выдача удостоверения регламентируется законодательством и обязательна только по достижении шестнадцатилетнего возраста.
Предлагаем ознакомиться  Ставки рефинансирования по годам в таблице || Размер действующей ставки рефинансирования

Получение удостоверения в Республике Казахстан

Удостоверение выдается по достижении гражданином шестнадцатилетнего возраста. Получают удостоверение личности в Казахстане в уполномоченных органах или через портал “Государственные услуги”, предоставив пакет документов. В перечень необходимых бумаг для получения документа входят:

  • две стандартные фотографии для документов;
  • квитанция об оплате госпошлины;
  • свидетельство о рождении (если удостоверение получается впервые).

Для граждан, которые получают удостоверение личности гражданина Казахстана не впервые, предусмотрена подача любого документа, подтверждающего личность (предыдущее удостоверение, справка о принятии гражданства РК, паспорт гражданина, и т. п.) или же заявления в произвольной форме.

Действия после утери удостоверения или паспорта

Утеря удостоверения личности (Казахстан) требует немедленных действий. Гражданину следует предоставить в уполномоченные органы заявление о восстановлении в письменном виде (с указанием обстоятельств утраты), справку о краже удостоверения (если имеется), квитанцию, подтверждающую уплату госпошлины, паспорт (если имеется в наличии) или удостоверение личности (при потере паспорта). Если документ был утерян за границей, гражданину следует обратиться в загранучреждение Республики Казахстан.