Как инфляционное таргетирование влияет на динамику цен?

Через ограничение или расширение возможностей банковской системы вливать деньги в экономику. Это называется механизмом денежной трансмиссии. Он показывает, как предложение денег влияет на ситуацию на рынке товаров и услуг.

Происходит это примерно так:

  1. ЦБ меняет величину предложения денег.
  2. В результате меняется ставка процента на денежном рынке.
  3. Происходит реакция совокупных расходов.
  4. В ответ на это меняются цены и объемы производства в реальном секторе.

https://www.youtube.com/watch?v=bggt1ejI61Y

На изменение процентной ставки реагируют все виды расходов. При ее росте хозяйствующие субъекты сокращают инвестиции, а при «удешевлении» денег — увеличивают. Домохозяйства, которые пользуются потребительским кредитом, при его удорожании сокращают потребительские расходы, а при снижении — увеличивают.

Иностранные партнеры тоже реагируют, когда ЦБ повышает ставку процента. Это приводит к притоку иностранного капитала, в основном краткосрочного, и предопределяет рост курса национальной валюты. Соответственно, падает экспорт и увеличивается импорт.

Цены в этом режиме реагируют на изменение спроса из-за изменения предложения денег. Если сдерживается спрос всех участников экономической деятельности, то и рост цен должен замедлиться, потому что возможность продать товары и услуги ограничена. А сдерживание роста цен — это и есть цель инфляционного таргетирования.

Политика таргетирования инфляции — что это такое?

Политика таргетирования инфляции — это меры, которые принимает государство, чтобы предотвратить сильную инфляцию и удержать контроль над уровнем цен в стране.

Многолетний опыт показал, что в развитых странах уберечься от инфляции только постоянным развитием производства и обеспечением занятости населения не получается. При отсутствии же инфляции производители не имеют стимулов для развития и повышения качества своей продукции, а население начинает накапливать деньги — и оба эти факта не позволяют развиваться экономике.

Разрабатывая данную политику, специалисты устанавливают необходимый уровень инфляции, которого нужно достичь за год. Они также подготавливают план (разрабатывают комплекс мероприятий), по которому будут достигаться установленные показатели. Помогло это мероприятие или нет, становится понятно только по истечении отчетного периода, когда появляется возможность сравнить фактические показатели инфляции и прогнозируемые.

Получается, чтополитика таргетирования инфляции — это создание инфляции плановой, которая лишь стимулирует производство и помогает развиваться экономике страны. Какой именно уровень роста цен необходим и как его достичь — решают специалисты. 

Для того чтобы можно было проводить таргетирование инфляции в России, требуется выполнение двух условий.

Во-первых, необходима независимость Центробанка. Он должен иметь возможность самостоятельно определять инструменты для достижения планируемого уровня инфляции.

Во-вторых, необходим отказ от таргетирования любых других экономических показателей. Правительство не должно устанавливать на данный период целей по повышению заработной платы или снижению безработицы, так как использование нескольких инструментов, преследующих разные цели, может помешать достижению установленных показателей.

Если эти условия выполнены, то таргетирование инфляции можно начинать. 

https://www.youtube.com/watch?v=ZEW_ItPBve0

Для того чтобы задействовать политику таргетирования инфляции, необходимо провести ряд подготовительных и сопутствующих мероприятий:

  1. Спрогнозировать инфляцию, предположить ее тип и причины возникновения. Этим занимается Центробанк. Именно по этим данным в последующем будет проводиться анализ того, насколько помогла политика таргетирования инфляции и что это мероприятие смогло сделать для экономики страны.
  2. Установить, какого уровня инфляции необходимо достичь.
  3. Разработать комплекс мероприятий, с помощью которых будет осуществляться контроль роста уровня цен.
  4. Публично объявить о планируемой инфляции и убедить участников рынка, что данные цели являются самыми эффективными.
  5. В течение всего периода применять инструменты, которые будут необходимы в сложившейся ситуации.
  6. Провести сравнение планового уровня инфляции с фактическим и провести анализ эффективности разработанной политики.

Если результаты от проведения политики таргетирования инфляции оправдывают ожидания, то ее следует проводить и в последующие периоды. Если же необходимого эффекта достичь не удалось, следует пересмотреть все используемые инструменты и разработать иные мероприятия.

Инструменты инфляционного таргетирования

Основной инструмент — процентная ставка центрального банка по краткосрочным кредитам (однодневным, недельным, месячным), предоставляемым коммерческим банкам. В Узбекистане эта ставка равна ставке рефинансирования ЦБ.

Когда повышается ставка рефинансирования, коммерческие банки кредитуют клиентов по более высоким ставкам и сокращают спрос на кредиты ЦБ, стараются привлечь деньги с межбанковского рынка. Количество денег на рынке сокращается, возрастают процентные ставки для реального сектора, население и бизнес снижают спрос на кредитные ресурсы и свои расходы. Совокупный спрос снижается, и рост цен замедляется.

Не все банки обращаются в ЦБ за кредитными ресурсами, поэтому дополнительным инструментом инфляционного таргетирования можно считать нормы обязательных резервов (резервные требования). Это минимальная величина кассовых денежных резервов, которые банки должны постоянно хранить в виде вкладов на резервных счетах в ЦБ в качестве обеспечения своих обязательств.

Когда нормативы растут, у коммерческих банков остается меньше средств для кредитования реального сектора, из-за этого процентные ставки по кредитам растут, расходы реального сектора сокращаются, что замедляет рост цен.

В странах, где развит рынок краткосрочных государственных ценных бумаг, операции ЦБ по их купле-продаже — так называемые операции на открытом рынке — также могут быть инструментом влияния на ставки процента. При продаже государственных ценных бумаг происходит прямое изъятие денежных средств с финансового рынка, что вызывает рост процентных ставок по кредитам с теми же последствиями, что и описаны выше для других инструментов.

Плюсы инфляционного таргетирования

Преимущества режима инфляционного таргетирования его сторонники видят в следующем:

  • упрощается оценка успешности ДКП. Совокупность ориентиров ЦБ (объем денежной массы, курс национальной валюты, размер чистого притока капитала и др.) заменяется одним, представляющим собой синтез многих макроэкономических факторов — индексом роста цен;
  • большая свобода и гибкость для действий ЦБ — он не обязан немедленно реагировать на изменение валютного курса или платежного баланса. ЦБ обещал только, что «инфляция не превысит прогнозного уровня», а другие показатели — это результат взаимодействия многих рыночных сил;
  • снижается негативного воздействия «рациональных ожиданий» на результативность ДКП. Например, ЦБ добивается снижения курса национальной валюты, чтобы ограничить импорт и стимулировать экспорт, и для этого скупает иностранную валюту в течение некоторого времени. Население и бизнес, понимая, что импортные товары будут дорожать, стараются приобрести их уже сейчас, для чего увеличивают спрос на иностранную валюту. В результате в краткосрочном плане происходит не сокращение, а рост импорта, а курс национальной валюты снижается «рывком», потому что все ожидают, что он будет падать. Инфляционное таргетирование не афиширует ни инструментов, ни конкретных точек приложения усилий ЦБ, это сокращает возможности рыночных агентов «играть на опережение» и снижать эффективность политики;
  • стабилизация инфляционных ожиданий. Если «все знают», что цены будут расти, но не знают, насколько, каждый продавец старается уже сегодня максимально повысить цены. При этом не все продавцы могут продать свои товары или услуги по той цене, которую запрашивают. В экономике появляется нестабильность, препятствующая долгосрочному планированию, инвестиционной и инновационной деятельности. Заявление ЦБ, что он «не выпустит» инфляцию из прогнозных рамок, увеличивает определенность и стимулы к долгосрочной (а значит, прежде всего, к производственной, а не спекулятивной) экономической деятельности.
Предлагаем ознакомиться  Жалоба на управляющую компанию ДОСТОЯНИЕ

Всегда ли инфляционное таргетирование эффективно?

Инфляционное таргетирование эффективно, если рост цен вызван монетарными факторами, то есть его причины возможно устранить мерами ДКП. Когда рост цен вызывается внешними факторами, инфляционное таргетирование не приносит результата.

К внешним факторам относятся:

  • рост цен на важные для экономики импортные товары и сырье (металлы, нефтепродукты, древесину и др.), вызывающий повышение уровня цен внутри страны (импортируемая инфляция);
  • низкий уровень конкуренции, когда значительное число цен устанавливается монополистами. Потребители не могут отказаться от покупки товаров и услуг монополистов (будь то природный газ, сахар или автомобили), потому что не могут найти им замену. Это позволяет держать монопольные цены на границе платежеспособности и повышать их, не опасаясь оттока потребителей;
  • государственное регулирование значительной части цен и тарифов или важных для экономики цен;
  • неблагоприятные погодные условия в сельском хозяйстве или другие внешние неблагоприятные события. Если цены на сельхозпродукцию растут из-за неурожая, их невозможно сдержать мерами ДКП;
  • стремление органов власти осуществить определенные программы и профинансировать расходы вне зависимости от наличия источников средств. Если жесткая ДКП не сопровождается сокращением и оптимизацией государственных расходов, то инфляционное таргетирование бесполезно. А ЦБ не уполномочен осуществлять бюджетную политику.

Из-за замедления роста совокупных расходов может замедлиться и экономический рост, из-за их сокращения могут снизиться объемы производства и занятости. При этом в глазах общественности «виноватым» окажется инфляционное таргетирование, потому что эти трудности возникли после его введения.

Что такое политика таргетирования инфляции?

Чтобы эффективно использовать режим инфляционного таргетирования, необходимо доверие бизнеса и общества к политике ЦБ, к его способности осуществлять заявленную политику и добиваться поставленных целей Это подразумевает прозрачность и открытость деятельности ЦБ.

Использование низкого уровня инфляции в качестве формальной цели ДКП и фактическая ее ориентация на решение других задач подрывает доверие к политике ЦБ и делает ее неэффективной.

Поэтому ЦБ должен быть достаточно самостоятельным, чтобы не допускать использования инструментов ДКП для решения других задач экономической политики (например, обеспечения определенной динамики курса национальной валюты) в ущерб достижению установленных показателей инфляции.

Предлагаем ознакомиться  Образец мирового соглашения по гражданскому делу

При использовании жесткого (полноценного) режима инфляционного таргетирования не следует также устанавливать целевых ориентиров по другим показателям денежной сферы, например, темпам роста денежной массы, потому что эти цели могут противоречить друг другу.

Инфляция может быть снижена путем осуществления жесткой денежно-кредитной политики. Важно правильно выбрать меру этого ужесточения, чтобы краткосрочное отрицательное воздействие снижения предложения денег на реальный и финансовый сектор не было чрезмерным. Но период высокой инфляции — точно не время для осуществления всякого рода стимулирующей политики, приводящей к росту количества денег в обращении.

Что такое политика таргетирования инфляции?

Инфляционное таргетирование основано на прогнозах, поэтому предъявляет высокие требования к статистическим и исследовательским подразделениям ЦБ.

При прогнозировании инфляции определяющую роль играет знание работы передаточного механизма ДКП. Однако это знание всегда несовершенно из-за множества факторов, опосредующих воздействие предложения денег на реальный сектор, и временных лагов (промежутка между мерами ДКП и реакцией на нее экономики).

Проблема усугубляется качеством статистических данных и длиной доступных хронологических рядов данных. Отсутствие или несопоставимость данных серьезно затрудняет качественное прогнозирование и снижает эффективность использования инфляционного таргетирования.

Чего можно ждать от инфляционного таргетирования в Узбекистане?

В информации об итогах 2017 года и задачах на 2018 год на сайте ЦБ РУз говорится, что «с учетом потребностей экономики в кредитах, в 2018 году предусматривается удержание темпов роста денежной массы в пределах 12−14%». В то же время ЦБ прогнозирует рост ВВП Узбекистана на 5,5−6%.

При этом темпы инфляции прогнозируются на уровне 11,5−13,5% в следующем году, что выглядит заниженным из-за недооценки скорости обращения денег.

Переход к инфляционному таргетированию объявляется задачей, которая будет решаться в среднесрочной перспективе. В таком случае переход к этому режиму можно начать с установления экспериментального (или упрощенного) таргетирования инфляции (inflation targeting lite).

Что такое политика таргетирования инфляции?

Хотя есть понимание того, что инфляция по меркам стран с развитой рыночной экономикой «будет высокой», но пока нет четких целевых ориентиров инфляции. К тому же существуют не менее приоритетные задачи, которые должны решаться средствами денежно-кредитной политики — поддержание экономического роста, стабильность валютного курса, поддержание ликвидности банковской системы.

Не следует сбрасывать со счета и тот факт, что уровень доверия населения и хозяйствующих субъектов и населения к банковской системе и ДКП пока недостаточно высок. В таких условиях преждевременно устанавливать жесткие ориентиры по инфляции и снимать с ДКП ответственность за другие показатели. Важнее не превысить складывающегося «имплицитно» прогноза по инфляции.

Если ЦБ спрогнозировал, что ИПЦ в 2018 году не превысит 13,5%, то добиться этого важнее, чем установить какие-то более жесткие ориентиры и потом не выполнить их.

Выполнение заявленного прогноза повысит доверие к политике ЦБ и сделает возможным переход к полноценному инфляционному таргетированию с одновременным отказом от решения других задач средствами ДКП.

Если бизнес и население поверят в способность ЦБ сдерживать инфляцию, а бюджетная политика будет умеренной и также направленной на сдерживание роста цен, макроэкономическая ситуация в стране улучшится, возникнут предпосылки для планирования и расширения долгосрочных инвестиций, роста ВВП и занятости на рыночной основе.

Снижение темпов роста цен приведет к росту благосостояния населения не только потому, что не будут стремительно расти расходы, но и потому, что увеличится возможность получения доходов.