По разработке планов восстановления финансовой устойчивости инфраструктурными организациями финансового рынка

1.1. В целях определения возможных вариантов восстановления финансовой устойчивости в ситуациях реализации (возможной реализации) риска существенных финансовых потерь инфраструктурных организаций финансового рынка (далее – инфраструктурные организации), Банк России рекомендует использовать настоящие Методические рекомендации.

1.2. Методические рекомендации подготовлены с учетом международных подходов, определенных в документе “Восстановление финансовой устойчивости инфраструктурных организаций финансового рынка”, разработанном Комитетом по платежам и рыночным инфраструктурам совместно с Международной организацией комиссий по ценным бумагам (далее – КПРИ-МОКЦБ) в октябре 2014 года.

https://www.youtube.com/watch?v=ytcreatorsru

________________ “Recovery of financial market infrastructures”, October, 2014, CPMI-IOSCO (www.bis.org/cpmi/publ/d121.pdf).В соответствии с подходами КПРИ-МОКЦБ одним из основных механизмов восстановления способности инфраструктурной организации осуществлять свои ключевые функции и (или) осуществлять операции в случае угрозы финансовой устойчивости являются планы восстановления финансовой устойчивости инфраструктурных организаций (далее – Планы восстановления).

До разработки Планов восстановления в соответствии с настоящими Методическими рекомендациями инфраструктурным организациям рекомендуется определить перечень осуществляемых ею ключевых функций.________________ Функции, нарушение осуществления которых, по оценке инфраструктурной организации, может существенно повлиять на финансовое положение инфраструктурной организации и (или) финансовое положение клиентов инфраструктурной организации.

1.3. В случае если инфраструктурная организация имеет разработанный План восстановления, либо инфраструктурная организация, являющаяся кредитной организацией, имеет разработанный План восстановления финансовой устойчивости кредитной организации, Банк России рекомендует дополнить его положениями с учетом настоящих Методических рекомендаций и в дальнейшем поддерживать его в актуальном состоянии.

1.4. При разработке Плана восстановления рекомендуется привлечь заинтересованные стороны (акционеров (участников) инфраструктурной организации, клиентов инфраструктурной организации, связанных инфраструктурных организаций, в том числе системно значимых, лиц, которые имеют право давать обязательные для инфраструктурной организации указания либо иным образом имеют возможность определять ее действия), которые могут оказать содействие в случае реализации событий по нескольким неблагоприятным для инфраструктурной организации сценариям, включая наиболее критические.

Предлагаем ознакомиться  Для чего нужен межевой план земельного участка

________________ Клиентами инфраструктурной организации являются лица, заключившие с инфраструктурной организацией договор на клиринговое обслуживание (для клиринговых организаций), на оказание услуг по проведению организованных торгов (для организаторов торговли) или депозитарное обслуживание (для расчетных депозитариев).

Связь между двумя или несколькими инфраструктурными организациями (в том числе инфраструктурной организацией и системно значимой инфраструктурной организацией) представляет собой набор договорных и операционных соглашений, которые могут быть заключены, в том числе непосредственно между инфраструктурными организациями (инфраструктурной организацией и системно значимой инфраструктурной организацией) или с привлечением посредника (принцип 20 “Связи ИФР”, Письмо Банка России от 29.06.2012 N 94-Т “О документе Комитета по платежным и расчетным системам “Принципы для инфраструктур финансового рынка”).

1.5. Полномочиями по утверждению Плана восстановления рекомендуется наделить совет директоров (наблюдательный совет) инфраструктурной организации.До утверждения советом директоров (наблюдательным советом) инфраструктурной организации Плана восстановления рекомендуется предусмотреть получение предварительного одобрения комитетом пользователей, комитетом по рискам или иным органом, в состав которого входят клиенты инфраструктурной организации (при наличии такого коллегиального органа) такого Плана восстановления.

1.6. Разработанный инфраструктурной организацией План восстановления, в том числе после его актуализации, рекомендуется направлять в Банк России (Департамент рынка ценных бумаг и товарного рынка).

1.7. В случае принятия инфраструктурной организацией решения не использовать настоящие Методические рекомендации (в том числе отдельные положения настоящих Методических рекомендаций) в своей деятельности Банк России рекомендует инфраструктурной организации представить обоснование принятия такого решения.

2.1. Инфраструктурной организации рекомендуется включать разработку Плана восстановления в процессы управления и стратегического планирования инфраструктурной организации.В Плане восстановления рекомендуется определить набор вариантов и мер, позволяющих действовать в разнообразных стрессовых ситуациях (возникающих как вследствие специфических событий самой инфраструктурной организации, так и событий финансового и товарного рынков, на которых инфраструктурная организация осуществляет ключевые функции, в целом) (далее – варианты Плана восстановления), а также условия, при наступлении которых должна начаться их реализация.

Предлагаем ознакомиться  Как получить коды статистики по ИНН?

2.2. Цель Плана восстановления заключается в заблаговременной разработке мер по восстановлению финансовой устойчивости и поддержанию непрерывности осуществления ключевых функций инфраструктурной организацией в случае реализации риска существенных финансовых потерь, а также в разработке мер по предупреждению и предотвращению такого ухудшения доступными инфраструктурной организации инструментами и методами.

2.3. Планирование восстановления финансовой устойчивости позволяет оценивать способность инфраструктурной организации противостоять стрессовым ситуациям, поддерживать непрерывность осуществления ключевых функций инфраструктурной организацией за счет внутренних ресурсов и (или) возможностей, обусловленных наличием договорных отношений с третьими лицами.

2.4. Инфраструктурной организации рекомендуется обеспечивать поддержание Плана восстановления в актуальном состоянии, посредством его регулярного пересмотра и внесения в него изменений (не реже одного раза в год, а также при существенных институциональных или финансово-экономических изменениях (в том числе в случае наступления значимых событий в деятельности инфраструктурной организации, способных повлиять на возможность реализации Плана восстановления) и с учетом анализа текущей ситуации на рынке).

________________ К значимым событиям, способным повлиять на возможность реализации Плана восстановления, в том числе относятся события, связанные с изменением финансовой ситуации, оказывающей значительное влияние на финансовую устойчивость инфраструктурной организации, внедрением новых направлений деятельности инфраструктурной организации, которые могут привести к увеличению обязательств инфраструктурной организации более чем на 20%, существенными изменениями в законодательстве Российской Федерации, влияющими на условия функционирования инфраструктурной организации, а также наступлением иных событий, не позволяющих реализовать значительную часть мероприятий по восстановлению финансовой устойчивости инфраструктурной организации.

2.5. Инфраструктурной организации рекомендуется установить во внутренних документах порядок разработки, утверждения и оценки на предмет актуальности и реализуемости Плана восстановления, а также назначить ответственных лиц за разработку Плана восстановления, контроль его содержания, поддержание его в актуальном состоянии, своевременность принятия решений по его реализации.

Предлагаем ознакомиться  Что значит прописан в квартире

2.6. При подготовке Плана восстановления инфраструктурной организации рекомендуется придерживаться примерной структуры Плана восстановления, приведенной в Приложении к настоящим Методическим рекомендациям.

2.7. Инфраструктурной организации рекомендуется предусмотреть в Плане восстановления условия и процедуры для своевременной реализации мер по восстановлению финансовой устойчивости инфраструктурной организации, а также перечень стресс-сценариев, учитывающих макроэкономические и финансовые стрессы, которые могут оказать значительное воздействие на финансовую устойчивость инфраструктурной организации.

2.8. Инфраструктурной организации рекомендуется интегрировать План восстановления в систему управления рисками инфраструктурной организации, в случае ее наличия.

2.9. При разработке Плана восстановления инфраструктурной организации рекомендуется применять комплексный подход к оценке рисков, возникающих в ее деятельности, учитывать специфику рисков, присущих деятельности инфраструктурной организации, а также их существенность для деятельности конкретной инфраструктурной организации.

https://www.youtube.com/watch?v=ytpolicyandsafetyru

2.10. В Планах восстановления инфраструктурной организации, являющейся клиринговой организацией, рекомендуется предусматривать конкретные решения в ситуациях критического снижения величины ее собственных средств и (или) ликвидности в случае развития событий по нескольким неблагоприятным для нее сценариям, включая наиболее критические.