Прав ли Верховный суд РФ?

Верховный суд, конечно, прав, он опирается на имеющуюся законодательную базу. Отнеся циркуляционные потери по ГВС не к количеству квартир, ванных комнат, полотенцесушителей, м² или м³, а к потреблению горячей воды, авторы действующей законодательной конструкции заставили энергетиков объяснять в судах труднообъяснимое – почему м³ горячей воды должен стоить каждый месяц по-разному.

К этому надо добавить разницу в стоимости горячей воды между МКД. До абсурда эта ситуация дошла в Сочи, где до перехода на одноставочный тариф, стоимость м³ в соседних домах различалась до 10 раз, и зависела от количества отключившихся от централизованного ГВС, количества «резиновых» квартир, не оборудованных водосчётчиками, сходимости балансов по дому, воровства и т.д.

Вот Верховный суд и разъяснил, что коммунальная услуга по ГВС предоставляется непосредственно в водоразборном кране, теплосодержание воды, вытекающей из которого весьма стабильно и составляет при температуре холодной воды 10 °С и горячей 60°С величину близкую к 0,05 Гкал/м³. А затраты тепловой энергии на циркуляцию в действующей редакции Правил № 306 ограничены в нормативе на подогрев при применении расчётного метода максимальным коэффициентом 1,3 от теплосодержания потребляемой воды.

При периодических спонтанных изменениях законодательства проблема небаланса ГВС при приборном учёте, по кругу переводилась на жителей, управляющие компании, теплоснабжающие организации, что приводило к обострённой реакции оказавшихся крайними в текущий момент. Сегодня максимальные проблемы имеют ТСО, закупающие тепловую энергию у сторонних теплоисточников.

Законодательные основы

Вопросы, связанные с оказанием услуг общедомового назначения, регулируются специальными нормативными актами.

К таковым относятся:

  1. Жилищный кодекс РФ.
  2. Постановление Правительства РФ от 6 мая 2011 года № 354 «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов».
  3. Постановление Правительства РФ от 13 августа 2006 года № 491 «Об утверждении правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и правил изменения размера платы за содержание жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность».
  4. Федеральный закон от 23 ноября 2009 года № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».

В содержании указанных нормативных актов дается определение коммунальным услугам общедомового назначения, а также устанавливается, что расходы такого характера включаются в оплату.

Правомерна ли оплата подогрева воды по квитанции в 2020 году?

Многие полагают, что плата за подогрев взимается Управляющими компаниями незаконно, и пишут жалобы на исполнительные организации, не желая вносить «двойную оплату за поставку горячей воды».

Однако появление такой строки в квитанции совершенно законно, и основанием для введения оплаты за тепловую энергию, расходуемую на подогрев воды, является вышеуказанное ПП № 406.

Почему правительство приняло такое решение, разделив оплату за горячую воду на 2 компонента? Дело в том, что стояки и полотенцесушители, подключённые к системе горячего водоснабжения, расходуют тепловую энергию, однако этот расход не учитывался ранее в расчётах оплаты за коммунальные услуги.

Поскольку оплата за теплоснабжение взимается только в отопительный период, нагрев воздуха за счёт использования полотенцесушителя не оплачивался как коммунальная услуга. Эти неучтённые расходы ложились на плечи ресурсоснабжающей организации. Правительство нашло выход из этой ситуации, разделив тариф на 2 компонента.

Что касается нестандартных ситуаций, при которых жильцы по каким-то причинам не получают горячую воду, но при этом вынуждены платить за эту услугу, потому что она есть в квитанции, то этот вопрос решается путём написания претензии в Управляющую компанию. Ответ с объяснениями сотрудники УК обязаны предоставить в течение 30 дней.

В случае отказа в объяснении потребителям со стороны УК, подаётся жалоба в Жилищную инспекцию, затем можно обратиться в прокуратуру с иском в суд на основании ст. 395 ГК РФ.

Возникшие вопросы по предоставлению некачественных услуг ЖКХ можно решить также, обратившись в Роспотребнадзор по факту нарушения прав потребителя. Если собственника не устраивают тарифы, установленные на тепловую энергию, он может обратиться с жалобой в ФСТ (Федеральная служба по тарифам).

Таким образом, оплата за подогрев воды в квитанции является законной в 2020 году, если такая услуга вам действительно предоставляется. Что ж, за удобства и комфорт, приходится платить.

Гражданский кодекс РФ даёт размытую формулировку об условиях оплаты за энергоресурсы. Статья 544: «Оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учёта энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон».

Верховный суд РФ ограничил платежи за коммунальную услугу по ГВС, основываясь на жилищном законодательстве, рассматривающем в качестве прибора учёта потребления горячей воды квартирный водосчётчик, а в качестве потребителя в МКД – гражданина.

В соответствии с законодательством о теплоснабжении, поставщик тепловой энергии (товара) имеет право на полную её оплату в соответствии с поставленным количеством. Вопрос в том, на какую коммунальную услугу отнести небаланс между объёмом поставленного товара и потреблением его на услугу по ГВС?

Определение коммунальной услуги по горячему водоснабжению в законодательстве отсутствует, но, по здравому смыслу, полотенцесушитель в процессе горячего водоснабжения не участвует. Логично считать его отопительным прибором. В соответствии с ГОСТ Р 51617-2000 (нормативы температуры в помещениях), в ванной комнате должна поддерживаться температура 25 °С, и кроме полотенцесушителя её обеспечивать нечем (хотя температурного графика для полотенцесушителя не существует).

Несколько лет обсуждается тема отнесения сверхнормативного теплопотребления по ГВС на отопление, с вариациями по срокам оплаты. Стоимость горячей воды будет стабильна, а тепловая энергия, реально используемая на подогрев воздуха, будет правильно оплачиваться. При несоблюдении температуры горячей воды или малых теплопотерях в циркуляционном контуре небаланс может быть и отрицательным – со снижением величины платы за отопление.

Вполне разумное решение тормозится в федеральных органах власти из-за боязни превышения предельных индексов роста платежей граждан, хотя рост платежей за услугу отопления будет малозаметным.

Проблема также состоит в необходимости изменения связанных нормативных актов, начиная с перевода сверхнормативного расхода тепла на подогрев в услугу по отоплению, в сегодняшних условиях отсутствия даже термина «циркуляционных потерь».

Это мы с Вами признаём полотенцесушитель отопительным прибором, а юридически он является элементом системы горячего водоснабжения МКД и не относится к системе отопления. При этом площадь ванной комнаты, которую фактически можно признать отапливаемой полотенцесушителем, входит в площадь помещения, используемую при расчёте стоимости коммунальной услуги по отоплению.

Арбитражный суд Архангельской области Решением от 04.02.2016 г. по делу А05-14518/2015 (оставленным в силе Постановлением Арбитражного суда Северо-Западного округа) установил: «Действующим законодательством не предусмотрено взимание отдельной платы за отопление ванной комнаты. Через полотенцесушителив ванной комнате и стояки оказывается услуга по горячему водоснабжению, циркуляцию в них тепловой энергии нельзя расценивать как способ (прибор) отопления».

Ранее Высший арбитражный суд РФ Определением ВАС РФ от 08.04.2013 г.№ ВАС-3202/13 установил: «Разрешая спор, суды исходили из того, что по смыслу статьи 15 Жилищного кодекса Российской Федерации ванные комнаты входят в общую площадь помещений, плата за отопление которых уже включена в плату за отопление помещения в целом».

Несмотря на трудности, необходимо закончить движение в направлении здравого смысла, разработать и принять явно необходимые законодательные изменения. Уже сейчас можно выделить в платёжках не только расход тепловой энергии на подогрев, а, справочно, и величину двух его составляющих – тепловой энергии в горячей воде (расход, умноженный на фактическое теплосодержание горячей воды) и циркуляционного охлаждения. Нормативные документы подобное разъяснение не запрещают.

Норматив одн на подогрев воды

Таким образом можно показать стабильность тарифов на горячую воду и подготовить людей к объединению платы за отопление и циркуляцию.

В ПП РФ № 306 метод аналогов рассматривается как основной. Расчётный метод может применяться при отсутствии информации для применения метода аналогов, что используют органы регулирования для отказа в использовании последнего. Их тоже можно понять, они обязаны обеспечивать соблюдение индекса роста платежей граждан.

Но и игнорировать реальное потребление им теперь не так-то просто. Принципиальным является Апелляционное определение Верховного Суда РФ от 29.03.2018 г.№ 48-АПГ18-3. Оно непосредственно не касается норматива на подогрев горячей воды, но создаёт условия для перехода к реальному применению метода аналогов.

«Дело по административному исковому заявлению Откупщикова Александра Александровича, Ратникова Владимира Викторовича о признании недействующими постановлений Министерства тарифного регулирования и энергетики Челябинской области от 28 декабря 2016 г. № 66/1 «Об утверждении нормативов потребления коммунальной услуги по холодному водоснабжению и нормативов потребления коммунальной услуги по горячему водоснабжению или нормативов потребления горячей воды в жилых помещениях, применяемых на территории Челябинской области».

В соответствии с ч. 1 ст. 157 ЖК РФ размер платы за коммунальные услуги рассчитывается, исходя из объёма потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учёта, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг (в т.ч. нормативов накопления твёрдых коммунальных отходов), утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством РФ.

Предлагаем ознакомиться  Как экономить на воде

В соответствии с пунктами 10, 13, 19 Правил № 306 нормативы потребления устанавливаются в отношении коммунальных услуг, предоставляемых в жилых помещениях, а также коммунальных услуг, предоставляемых на общедомовые нужды: по каждому виду предоставляемых коммунальных услуг, которые определяются степенью благоустройства многоквартирного дома или жилого дома с применением метода аналогов или расчётного метода с использованием формул согласно приложению № 1 к Правилам № 306.

Метод аналогов применяется при наличии сведений, полученных в результате измерений объёма (количества) потребления коммунальных услуг приборами учёта, установленными в многоквартирных домах или жилых домах с аналогичными конструктивными и техническими параметрами, степенью благоустройства многоквартирного дома или жилого дома и климатическими условиями.

Норматив одн на подогрев воды

Количество измерений должно отвечать условиям представительности выборки. Представительность выборки определяется необходимым количеством многоквартирных домов или жилых домов, на основании данных о расходах коммунальных ресурсов по приборам учёта в которых можно определять нормативы потребления коммунальных услуг в жилых помещениях и нормативы потребления коммунальных услуг на общедомовые нужды в отношении всех многоквартирных домов или жилых домов с аналогичными конструктивными и техническими параметрами, степенью благоустройства многоквартирного дома или жилого дома и климатическими условиями (пункт 21 Правил № 306).

Расчётный метод используется в случае невозможности применения метода аналогов по причине отсутствия или недостаточности данных приборного учёта потребления коммунальных услуг в многоквартирных домах или жилых домах, отвечающих условиям представительности выборки для проведения необходимых измерений (пункт 22 Правил № 306).

Пунктом 3 Правил № 306 (здесь и далее в редакции, действовавшей на дату принятия Постановления № 66/1) определено, что нормативы потребления коммунальных услуг утверждаются органами государственной власти субъектов РФ, уполномоченными в порядке, предусмотренном нормативными правовыми актами субъектов РФ.

Удовлетворяя административное исковое заявление, суд пришел к обоснованному выводу, что административным ответчиком не представлено достаточных доказательств, подтверждающих невозможность применения метода аналогов для расчёта нормативов потребления коммунальных услуг по холодному водоснабжению и горячему водоснабжению для категории жилых помещений – многоквартирные и жилые дома с централизованным холодным и горячим водоснабжением, водоотведением, оборудованные унитазами, раковинами, мойками, ваннами длиной 1650-1700 мм с душем.

Понятие общедомовых нужд

Понятие общедомовых нужд определено в Постановлении Правительства РФ от 6 мая 2011 года № 354 «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов». Это расходы, связанные с ресурсами, которые применялись за пределами жилых помещений. Это касается мест общего пользования – лифтов, подъездов, лестничных пролетов, сушилок.

В процессе их содержания происходит не только наведение чистоты и порядка. На указанные места расходуется определенный объем ресурсов. Он и является общедомовыми нуждами. Затраты рассчитываются достаточно просто. За основу берется общий потребляемый объем за отчетный период, на основании показаний индивидуальных учетных приборов. Из него исключаются ресурсы, использованные жильцами помещений. Разница и будет являться искомой цифрой.

Обустройство ИТП

Весьма часто установка в подключённых зданиях бойлеров ГВС оказывается дешевле ремонта и эксплуатации сетей горячей воды.

Правила учёта тепловой энергии не требуют для ИТП раздельного учёта тепла, использованного на отопление и на ГВС. Соответственно, в отопительный период горячая вода может рассчитываться по нормативу, а остальное тепло учитывается в услуге отопления.

Поскольку, в соответствии с Жилищным кодексом, ИТП являются безусловно общедолевой собственностью собственников квартир, то и договор горячего водоснабжения по зданиям с ИТП не заключается, что подразумевает полную оплату за поставленное тепло. Проблемой остаётся сбор полных платежей за горячую воду в летний период при прямых расчётах с населением.

Перечень

В перечень общедомовых расходов включены: оплата за содержание строения, услуги по управлению, ремонтные работы, обеспечение газом, теплом, водой, канализация. Примерами таких затрат может быть освещение чердачных, подвальных и технических помещений, лифтов и подъездов, электроснабжение антенн, насосов и другого инженерного оборудования, обслуживание отопительных коммуникаций в местах общего пользования, расходы при сезонных проверках систем обеспечения.

Электроэнергия

Объем общедомовых затрат электроэнергии зависит от ряда факторов.

В качестве таковых выступают – этажность дома, наличие лифтовых устройств, домофона, усилителей связи, технические особенности установленного оборудования. Электроэнергия необходима для нормального функционирования всех устройств. Без неё работа оборудования невозможна.

Водоснабжение

Вода, которая поступает в жилой массив, также может быть использована не только на личные, но и на общие нужды. Примерами этого являются:

  1. Уборка лестничных пролетов, промывка перил и систем коммуникации.
  2. Полив прилегающей территории – садов, палисадников, газонов.
  3. Сброс воды из системы отопления в целом и из отдельных составляющих, при проведении ремонтных работ.
  4. Плановая и внеплановая опрессовка отопления.
  5. Технологические потери воды в связи с особенностями труб, стояков, радиаторов и других элементов системы водопровода.

Указанные расходы связаны с обеспечением общих нужд и поэтому включены в оплату услуг.

Тепловая энергия

Тепловая энергия расходуется не только на отопление жилых помещений. Она используется и для обогрева подъездов и лестничных пролетов. В большинстве случаев там установлены батареи. Обогрев подъезда актуален ещё и в домах, где используются услуги консьержа, чтобы человек работал в комфортных условиях.

Норматив одн на подогрев воды

Обеспечение надлежащего температурного режима не только в жилом помещении, но и в местах общего пользования благоприятно сказывается на общем качестве жизни. По этой причине расходуемая энергия должна оплачиваться вместе с остальными коммунальными услугами. Так или иначе, затраты на транспортировку тепла в квартиры связаны с некоторыми потерями при передаче. А поскольку коммуникации пролегают, в том числе и внутри здания, часть энергии будет его обогревать, то есть идти на общедомовые нужды.

Снижение температуры горячей воды

Каждый человек имеет сеть рецепторов температуры в количестве около 10/см², расположенных под поверхностью кожи. Они высылают импульсы в мозг, а частота этих импульсов зависит от текущей температуры кожи и от темпа её изменения. Руки воспринимают температуру 33 °C как нейтральную. Повышение температуры на каждые последующие 7-8 °C приводит к тому, что восприятие изменяется от ощущения воды тёплой, горячей и слишком горячей.

Исследование пользователей воды показывает отличие в оценке её разными людьми. Температура мытья посуды находится в пределах от 35 до 54 °C и в среднем составляет 48 °C. Душ принимают обычно при температуре 31-46 °C, что, в среднем, равно 41 °C. Около 12% от общего количества ожогов вызвано горячей водой из системы ГВС. Наибольшему риску подвержены дети в возрасте от 1 до 3 лет.

– для ночного времени с 00:00 до 05:00 они соответствуют 5 °С;

– для дневного времени с 05:00 до 00:00 – не более 3 °С.

Но решением Верховного суда РФ от 31.05.2013 г. № АКПИ13-394 этот пункт Приложения № 1 признан недействующим, и, фактически, нормативное разрешение на снижение температуры отсутствует.

Моментальная температура горячей воды непосредственно в точке водоразбора может и отличаться от допустимой, т.к. её измерение регламентируется Методическими указаниями МУК 4.3.2900-11 «Измерение температуры горячей воды систем централизованного горячего водоснабжения» (утв. Роспотребнадзором 12.07.2011 г.).

Для отбора воды должны выбираться не менее четырёх точек: две – в наиболее приближённом месте к вводу сети горячей воды в объект (здание) и две – наиболее отдалённые от него, т.е., если в дальних точках температура горячей воды будет ниже даже 60 °С, а средняя по четырём точкам выше, штрафные санкции применять нельзя.

Снижение температуры горячей воды «по физике» приводит к уменьшению циркуляционных потерь.

Нормативная минимальная температура горячей воды была повышена сразу на 10 градусов после крупной вспышки легионеллёза в г. Верхняя Пышма Свердловской области в 2007 г. В очаге было зарегистрировано 74 случая заболевания, из них 62 случая «болезни легионеров» и 12 случаев лихорадки Понтиак. Согласно данным эпидемиологического расследования, основным фактором передачи возбудителя явился мелкодисперсный аэрозоль, образующийся и вдыхаемый при пользовании бытовыми санитарно-техническими приборами системы ГВС.

В России «болезнь легионеров», как самостоятельная форма, регистрируется с 1997 г. Показатель заболеваемости составляет 0,01-0,02 случая на 100 тыс. населения (до 27 случаев заболевания в год). Необходимо отметить, что он значительно ниже, чем в странах Евросоюза (1,2 на 100 тыс.) и в США (1,6 на 100 тыс.).

Норматив одн на подогрев воды

С 1998 по 2015 гг. в России зарегистрировано всего 340 случаев заболевания. Возможно, что часть случаев «болезни легионеров» регистрируется как пневмония неустановленной этиологии.

Необходимо отметить, что случаи заболевания легионеллёзом регистрируются только в 19 субъектах РФ, в т.ч. в городах Санкт-Петербург и Москва, в Ленинградской, Ростовской, Свердловской, Челябинской, Воронежской, Волгоградской, Ульяновской, Омской областях, в Краснодарском, Ставропольском, Хабаровском и Приморском краях, в Республиках Адыгея, Коми, Мордовия.

На первом этапе изучения возбудителя легионеллёза данный микроорганизм воспринимался как возбудитель особо опасных инфекций, вследствие тяжести течения легионеллёзной пневмонии и наличия достаточно большого количества летальных исходов. Впоследствии Legionella из 2 группы патогенности была переведена в 3 группу.

Выяснилось, что бактерии Legionella встречаются во всех естественных водах, во влажных местах, озёрах, реках, морях, грунтовых водах. Условия для их выживания в искусственных сооружениях более благоприятны, чем в естественных. Бактерии активно колонизуют синтетические трубы и резиновые прокладки с образованием так называемых биопленок, в которых они значительно более устойчивы по сравнению с планктонными формами.

Предлагаем ознакомиться  Физические нормативы для службы по контракту

В системах очистки водопроводной воды Legionella удаляются не полностью. Таким образом, бактерии в небольшом, неопасном для человека количестве попадают в системы водоснабжения здания. Их концентрация в холодной питьевой воде невелика. Чувствительность этих бактерий к повышенной температуре горячей воды известна.

Считается, что Legionella pneumophila (т.е. наиболее нежелательный вид), находится в летаргии при температуре менее 20 °C, размножается наиболее интенсивно в диапазоне температур 37…43 °C и рост численности останавливается при температуре свыше 46 °C. Бактерии живут в течении нескольких часов при температуре размножения, а в водопроводной воде могут сохраняться до года.

Бактерии развиваются особенно быстро в системах ГВС с неотрегулированной циркуляцией. Нарушение циркуляции концевых стояков или зданий приводит к снижению температуры в циркуляционных трубопроводах и обеспечивает рост числа бактерий, оперативно убиваемых только при температуре выше 70 °С.

Требование температуры воды в системе ГВС не менее 50 °C во всех участках невозможно выполнить в местах, где стояки соединяются с водоразборной арматурой (в связи с отсутствием циркуляции в них). Эти участки желательно делать из медных труб – материала, на котором Legionella практически не развивается.

Для развития Legionella, помимо соответствующей температуры, требуется питание. Таким питанием могут быть другие мёртвые микроорганизмы, или живущие в продуктах коррозии.

Норматив одн на подогрев воды

Заражение системы ГВС может быть временным – в случае, если бактерии появились в одном из элементов системы, например, в распылителе душа, или систематическим – если в системе ГВС существуют места, в которых бактерии постоянно размножаются и откуда они вымываются. В этом случае их концентрация в воде не изменяется даже при интенсивном промывании системы.

В трубопроводах Legionella часто существует в виде биоплёнки. Результаты исследования свидетельствуют о том, что деградация модельной биоплёнки начинается при температуре 60 °C, но частично сохраняется её жизнеспособность. Температура 70 °С приводила к гибели биоплёнок легионелл. Необходимо отметить, что используемые за рубежом методы профилактики в системах ГВС основаны на кратковременном нагревании воды до температуры 70-75 °С в ночной период. В большинстве европейских стран и США максимальная температура горячей воды в системе водоснабжения в процессе эксплуатации не превышает 55 °С.

Надо понимать, что применение методов кратковременного повышения температуры до 70-75 °С, хотя и требует весьма совершенной автоматики и контроля процесса, весьма полезно. Когда температура горячей воды составляла 50 °С, автором этой статьи были заказаны исследования циркуляционной воды от нескольких ЦТП.

По сравнению с исходной водопроводной водой, в циркуляционной содержание простых бактерий было увеличено в 10 тысяч раз. Было обнаружено множество опасных бактерий, вплоть до туберкулёзной палочки. Реально убить всю эту «гадость» можно только при температурах от 70 °С, но такая температура гораздо более опасна с точки зрения ожоговой безопасности и должна использоваться кратковременно.

Необходимо также отметить опасность температуры в 60 °С при хлорировании водопроводной воды. При нагреве от соединения хлора с природными кислотами, содержащимися в воде, образуется около 600 видов галогенсодержащих соединений, из них ведущие вещества – хлороформ и бромдихлорметан являются канцерогенами.

При повышении температуры их концентрация увеличивается в 2-4 раза по сравнению с исходной водопроводной водой. Оба соединения летучи и легко переходят в воздух из горячей воды, а также проникают в организм через неповреждённую кожу. Концентрация хлороформа в воздухе ванной комнаты при заполнении ванны увеличивается в 7 раз.

Высокая температура горячей воды ускоряет коррозию всех трубопроводов, включая оцинкованные, приводит к образованию накипи в трубах и теплообменниках. В некоторых городах, при соответствующем составе воды, после повышения её температуры встречаются даже случаи массового растворения крыльчаток квартирных водосчётчиков.

В России были проведены соответствующие исследования и подготовлены изменения в законодательство, позволяющие внедрять методы кратковременного повышения температуры ГВС со снижением текущей до 50 °С. Но не была проведена предварительная работа со СМИ, и изменения были остановлены из-за популистской компании о росте платежей граждан, хотя объективно платежи должны были снизиться.

Необходимо вновь вернуться к этому вопросу. Выделение в платёжках циркуляционных потерь подвигнет к обсуждению темы их уменьшения через снижение температуры ГВС.

Нормативы потребления

Нормативы потребления ресурсов на общедомовые потребности представляют собой усредненные показатели учетных приборов. При этом такие данные берутся не по одному, а по нескольким сотням жилых массивов. Следует отметить, что учитываются показатели не только общего, но и индивидуального оборудования. Единых четких норм законодательством не определено.

Решение принимается в каждом конкретном случае по отношению к отдельно взятому жилому массиву. Учитывается масса показателей: регион, в котором располагается здание, степень его износа и благоустройства, время года, состояние инженерных систем. Нормативы потребления являются величиной, определяющей максимальный расход ресурсов, превышать который не рекомендуется.

Доводы апелляционных жалоб о необходимости при установлении в рамках одного норматива потребления коммунальной услуги применения единого метода для всех категорий многоквартирных домов подлежат отклонению, как основанные на ошибочном толковании закона.

Как правильно указано в решении, пункты 11, 19 Правил № 306 не содержат прямого запрета на использование метода аналогов в отношении тех категорий потребителей, для которых его применение является возможным, при невозможности его использования в части иных категорий потребителей.

Применение метода аналогов и расчётного метода по разным категориям домов по одной коммунальной услуге допустимо в силу того, что Правилами № 306 запрет на это не установлен, а п. 16 Правил № 306 в качестве основания для изменения нормативов потребления коммунальных услуг предусматривает получение уполномоченным органом соответствующих сведений, необходимых для применения метода аналогов, в случае, если действующий норматив был установлен расчётным методом.

Учёт и регулирование циркуляции горячей воды

Информации, которую собирает общедомовой прибор учёта ГВС, вполне достаточно для балансового разделения тепловой энергии на теплосодержание потребляемой горячей воды и на циркуляционное охлаждение. Если отнести охлаждение потребляемой воды от ввода в дом до водопроводного крана к её теплосодержанию, формула для расчёта циркуляционного охлаждения весьма примитивна:

Норматив одн на подогрев воды

Полное циркуляционное охлаждение легче всего измерить ночью во временные интервалы отсутствия водопотребления (несколько интервалов в период с 4 до 4.30 утра). Для таких расчётов некорректно применять среднечасовые, тем более среднесуточные показания датчиков ОДПУ, необходимо использовать мгновенные значения.

В НПРТ выполнен анализ нескольких сотен зданий с системами ГВС путём подключения к общедомовым приборам учёта серийных устройств сбора, обработки и передачи данных (УСПД) с дистанционным подключением их к аналитической системе, сертифицированной в реестре средств измерений.

Типовой график расхода горячей воды и тепловой энергии представлен на рисунке.

Рисунок. Типовой график расхода горячей воды и тепловой энергии.

Первичный график формируется исходя из характеристик здания, системы теплоснабжения и количества жильцов. В дальнейшем происходит ежедневное сравнение его с фактическим потреблением и автоматически формируется электронная модель конкретного здания. При некорректных показаниях расходомеров, термометров, перетоках горячей воды в холодную, опрокидывании циркуляции, махинациях с ОДПУ, форма графика начинает меняться до неузнаваемости, что позволяет идентифицировать нарушения.

• Циркуляционные расходы повсеместно завышены, обычно, минимум в 2 раза, что приводит к росту потребления тепловой энергии на циркуляцию. Программные методы позволяют оценивать потенциал снижения потребления тепла на циркуляцию при организации её регулирования.

• Объём тепловой энергии, израсходованной на циркуляционное охлаждение, является стабильной величиной. Изменения её (при постоянной температуре подаваемой горячей воды) зависят от температуры воздуха в помещениях и наличии/отсутствии регулирования циркуляции. При перетопах в отопительный сезон и в жаркую погоду летом потребление тепла на циркуляцию снижается.

• Теплопотери с циркуляцией, в пересчёте на одну квартиру, не зависят от количества потребляемой пользователями воды.

• В нормально заселённых зданиях, расход тепла на подогрев горячей воды (вместе с циркуляцией) более 0,08 Гкал/м³ обычно нереален и, чаще всего, определяется погрешностью расходомеров.

• В периоды максимального водоразбора в некоторых, концевых от ЦТП, зданиях наблюдается опрокидывание циркуляции в целом по зданию, или на удалённых стояках. Это приводит к периодическому снижению расхода тепла на циркуляцию.

• Погрешность измерения потребления горячей воды превышает погрешность расходомеров в разы, а чаще – на порядок. При измерениях в момент минимального ночного водопотребления (иногда в этот момент ОДПУ принимает в расчёт отрицательный расход в циркуляционном трубопроводе), которое соответствует нулевому фактическому водопотреблению, определяется разница показаний расходомеров на подающем и циркуляционном трубопроводах. Это, в комплексе с другими методами, позволяет оценить накапливающуюся погрешность и – либо убытки ТСО, либо завышенные платежи потребителей.

• При доведении циркуляционного расхода до проектного многие расходомеры оказываются вне зоны достоверного метрологического интервала.

• Автоматизированный анализ информации от первичных датчиков (расходомеры, термометры) за продолжительный период позволяет определить типовые графики потребления и моментально выявлять некорректность показаний ОДПУ.

• Количество зданий, в которых наблюдаются перетоки холодной воды в горячую, в последние годы существенно снизилось и составляет не более 5%.

Норматив одн на подогрев воды

• В нормально заселённых зданиях глубокое регулирование циркуляции, установка обратных клапанов и дроссельных шайб на стояках позволяют обеспечить удельный расход тепловой энергии на подогрев горячей воды (вместе с циркуляцией) на уровне ниже 0,7 Гкал/м³ даже при неизолированных стояках (при потреблении порядка 80 л на человека в сутки).

Предлагаем ознакомиться  Займ юридическому лицу от физического в 2020 году || Отчетность по полученным кредитам от физического лица

• Величина удельного расхода тепловой энергии на подогрев горячей воды увеличивается по мере всё более экономного её потребления.

1. Регулирование циркуляции в зависимости от водопотребления, с практически полным её прекращением в периоды массового водоразбора. Способ весьма эффективен, но при глубоком регулировании требует наладки внутридомовой системы ГВС.

2. Регулирование с помощью серийных регуляторов пропусками. Ограничением метода является время, необходимое для полной циркуляционной прокачки здания; он хорошо подходит для относительно небольших зданий.

Порядок установления

Нормы расхода ресурсов на общедомовые нужды могут устанавливать местные власти.

Для этого собираются и анализируются данные о расходах за определенный период. Например, если нормы принимаются на будущий год, в расчет берутся данные за предыдущий. После того как вся необходимая информация проанализирована, производится расчет новых показателей. При этом во внимание должны приниматься цены на ресурсы, плотность проживающих, климатические условия, наличие категорий плательщиков, которые пользуются льготами.

По сути, указанные нормативы устанавливаются для того, чтобы возместить разницу между тем сколько ресурсов было расходовано на индивидуальные нужды и сколько поставлено фактически.

Кем утверждаются

Установленные нормативы должны быть утверждены. Такими полномочиями наделены органы власти на местах. Это отражено в действующих нормативно-правовых актах. Поэтому нормативы в различных регионах не будут идентичными. То есть законодательством не утверждены единые показатели. Решение принимается на заседании органа власти. Оно должно быть оформлено документально.

В тексте указывается следующее:

  1. Дата и место принятия решения.
  2. Его регистрационный номер.
  3. Основание для его принятия. Как правило, это ссылка на нормативный акт.
  4. Предмет обсуждения. В данном случае это будут нормы расхода ресурсов на общие нужды.
  5. Суть принятого решения. Здесь указываются утверждаемые нормы и период их применения.
  6. Сроки реализации постановления, то есть когда оно должно применяться.
  7. Круг лиц, которых оно касается.
  8. Подпись руководителя регионального органа власти.

Решение оформляется на гербовом бланке учреждения. Если используется обычный лист бумаги, то на документе должна стоять печать. Сами нормативы оформляются в виде отдельного приложения. Они должны быть оформлены на сайте управляющей компании, а также размещены в доступном для пользователей месте.

Предъявление претензий управляющим компаниям и ТСЖ

В соответствии с ПП РФ № 306, нормативы потребления коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в МКД не включают расходы коммунальных ресурсов, возникшие в результате нарушения требований технической эксплуатации внутридомовых инженерных систем, Правил пользования жилыми помещениями и Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме.

ТСО не могут осуществлять контроль качества эксплуатации МКД. В части ГВС показателем неудовлетворительного качества работы УК и ТСЖ для них является превышение утверждённого норматива расхода тепловой энергии на подогрев 1 м³ горячей воды.

Вышеупомянутым Решением Верховного суда РФ определено, что нельзя выставить платёж управляющей компании за сверхнормативное теплопотребление: «Приведённые законоположения в их системном истолковании в судебной практике рассматриваются как исключающие возложение на управляющую организацию – исполнителя коммунальных услуг в отношениях с ресурсоснабжающими организациями обязанностей по оплате коммунальных ресурсов в большем объёме, чем аналогичные коммунальные ресурсы подлежали бы оплате в случае получения гражданами – пользователями коммунальных услуг указанных ресурсов напрямую от ресурсоснабжающих организаций, минуя посредничество управляющей организации».

Получается, что теплоснабжающая организация поставляет в дом товар, а формально покупатель всего объёма товара отсутствует, в условиях, когда ТСО самостоятельно не в состоянии обеспечить снижение объёма потребления.

«Статья 12. Обеспечение энергосбережения и повышения энергетической эффективности в жилищном фонде (…)

Возможен ли перерасчет платы

Норматив одн на подогрев воды

Расчет размера расходов  на общедомовые нужды производится по формулам, установленным Постановление Правительства РФ от 6 мая 2011 года № 354. Все зависит от того, установлены ли счетчики или нет.

Не всегда здание оборудована учетными приборами. Для таких случаев предусмотрен свой вариант расчета.

Для этого потребуются следующие данные:

  1. Норматив, установленный региональными властями, для отдельного вида услуги.
  2. Общая площадь здания.
  3. Размер конкретной квартиры.
  4. Общая площадь жилых и технических помещений в доме.

После этого применяется определенная формула. Берется результат разделения площади квартиры и всех помещений в здании. Он умножается на норматив потребления и общую площадь. Рассчитанный показатель для каждого собственника жилплощади прибавляется к индивидуальному показателю или нормативу и находит отображение в квитанции.

Такой вариант расчета складывается из следующих этапов:

  1. Снимаются данные с общедомовых приборов учета.
  2. Берутся сведения о расходах по индивидуальному оборудованию.
  3. Рассчитывается разница между двумя указанными показателями.
  4. Полученный результат делится на общую площадь дома.
  5. Рассчитанная сумма умножается на площадь конкретной квартиры.
  6. Полученная цифра умножается на тариф, установленный для каждого вида услуг.
  7. Результат пользователь должен будет оплатить.

В отношении общедомовых нужд, как и индивидуальных, предусмотрены случаи, когда оплата за коммунальные услуги может быть изменена. По общим правилам перерасчет допускается в случаях, когда предоставленные услуги не соответствуют требованиям технических или санитарных норм, например, вода не очищена, мощность электричества ниже установленного минимума, имеют место перебои с обеспечением ресурсами.

Но не всегда перерасчет будет возможен, даже по причине перебоя с предоставлением услуг. Главным условием для изменения суммы является наличие виновных действий со стороны управляющей компании. Если проблема возникла из-за проживающих или в силу обстоятельств непреодолимой силы, то вопрос о перерасчете может не решиться.

Если услуги на общедомовые нужды не соответствуют требованиям качества, имеют место перерывы, которые превышают установленный максимум, а также в период проведения ремонта, который стал причиной приостановки, сумма к оплате подлежит перерасчету, вплоть до её полного аннулирования. Допустимые отступления от нормы указаны в Постановлении Правительства РФ № 354.

Чтобы инициировать процедуру перерасчета коммунальных платежей, человек должен обратиться в управляющую компанию. Основанием в этом случае будет оформленное в письменном виде заявление. Закон не содержит образца, который необходимо использовать в таких случаях в обязательном порядке. Заявление составляется в произвольной форме. Однако текст документа должен содержать в себе весь исчерпывающий перечень информации, которая имеет отношение к сложившейся ситуации.

Сюда относится:

  1. Название и место нахождения поставщика услуг.
  2. Фамилия, имя, отчество, адрес проживания и контактный телефон потребителя.
  3. Обстоятельства сделки – дата и место заключения договора, его стоимость и предмет, права, обязанности и ответственность сторон.
  4. Обстоятельства, в связи с возникновением которых, необходимо произвести перерасчет, например, необоснованная приостановка услуги.
  5. Причины, послужившие их возникновению. Здесь можно указать проведение работы, в которых не было необходимости.
  6. Период, за который надо произвести перерасчет.
  7. Перечень прилагаемой документации.
  8. Дата составления и подпись инициатора.

Оформленное обращение должно быть передано исполнителю. Это можно сделать несколькими способами. Самый распространенный и удобный вариант – личная доставка. В этом случае инициатор будет иметь возможность провести переговоры и урегулировать возникший спор путем переговоров. Если исполнитель отказался идти на компромисс, то правильным будет потребовать от него расписку в получении материала или номер его регистрации.

Также обращение можно направить по почте. Лучше всего использовать специальную корреспонденцию. В таком случае инициатор получит на руки уведомление о доставке заявления адресату. Допускается также пересылка по интернету. Такой вариант предусматривает наличие электронной почты у отправителя, а также перевод всех документов в электронный формат.

В обосновании своих требований инициатор должен приложить к обращению некоторые документы. Их вид зависит от причины обращения. В случае с ненадлежащим качеством услуг это может быть заключение эксперта или уведомление о проведении работ. Такой перечень не является исчерпывающим. Человек по своему усмотрению может приложить к заявлению и другие подтверждающие документы.

По общим правилам временное отсутствие проживающих может быть поводом для перерасчета платы за ЖКХ. Однако в случае с ОДН все несколько иначе. При временном отсутствии жильцов перерасчитаны могут быть лишь их индивидуальные расходы. Сумма общедомовых нужд не будет изменена. Такое правило указано в пункте 88 Постановления Правительства РФ от 6 мая 2011 года № 354.

Что будет дальше

Метод аналогов тоже не является жизнеспособной конструкцией. Найдутся граждане, которые будут до конца судиться, доказывая неправоту использования нормативов при более низком фактическом потреблении, зафиксированном ОДПУ. В сегодняшней странной законодательной конструкции можно ожидать от Верховного суда РФ нового решения – устанавливать нормативы по методу аналогов для каждого дома в соответствии с показаниями его ОДПУ, доведя, таким образом, конструкцию до абсурда.

Необходимо, наконец, чётко разделить коммунальные услуги и теплоснабжение,отнеся к последнему централизованное горячее водоснабжение с признанием учёта на стенке дома. Законодательная конструкция не только должна создавать условия для достоверного учёта и расчётов в соответствии с ним, но и стимулы к энергосбережению как для поставщика ресурса, так и для управляющей компании.

Литература

1. Груздева О.А. Научно-методические основы обеспечения профилактики легионеллёза в условиях мегаполиса. 14.02.02 Диссертация на соискание учёной степени доктора медицинских наук.

2. Егорова, Н.А. Гигиенические проблемы горячего водоснабжения населения (обзор) / Н.А. Егорова, А.А. Букшук, Г.Н. Красовский // Гигиена и санитария. – 2012. – № 2.

3. СП 3.1.2.2626 -10 Профилактика легионеллёза.

4. Национальный стандарт РФ «Системы распределения бытового горячего водоснабжения. Метод расчёта энергопотребления и эффективности». ОКС 91.140.80. Дата введения 2016-07-01.

5. Владислав Шафлик. Современные системы горячего водоснабжения. Пер. с польского. 2010.

6. Официальный сайт Верховного суда РФ.

Автор выражает благодарность Светлане Сабуровой за оперативную и конструктивную критику.