При смене юридического адреса УК – переоформление лицензии

Это не новое требование, но об этом забывают практически все УК. В ходе проверок ГЖИ управляющих компаний по всей стране были выявлены неоднократные случаи изменения лицензиатами своего места нахождения. Однако они не уведомляли об этом органы ГЖИ и не переоформляли свои лицензии. Но это является грубым нарушением, за которое может последовать серьёзный штраф для УК по ст.14.1.3 КоАП РФ как за нарушение лицензионных требований.

Во избежание повторных ситуаций ГЖИ обращает особое внимание управляющих компаний на требование ст.18 ФЗ №99 от 04.05.2011 года “О лицензировании отдельных видов деятельности”. В этой статье закона сказано, что лицензию необходимо переоформить, если лицензиат сменил свой юридический адрес места нахождения.

Для переоформления лицензии управляющей компании нужно обратиться в региональный орган ГЖИ с соответствующим заявлением и документами после оплаты государственной пошлины в размере     5 000 рублей. Заявление с документами подаются в местный орган ГЖИ не позднее чем через 15 рабочих дней со дня внесения соответствующих изменений в единый госреестр юридических лиц.

После получения документов ГЖИ проводит внеплановую проверку управляющей компании, по завершении которой УК получает переоформленную лицензию с указанием нового юридического адреса места нахождения. Переоформленную лицензию УК получает только в случае положительного результата проведённой ГЖИ проверки.

Обновлённые сведения лицензирующий орган вносит в реестр лицензий субъектов РФ. На весь процесс переоформления лицензии УК уходит не более 10 рабочих дней.

Причины переоформления лицензии

Случаи, в которых лицензия на управление МКД подлежит переоформлению, приведены в Федеральном законе от 04.05.2011 N 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности». К ним относятся:

  • реорганизация юридического лица в форме преобразования,
  • изменение названия юридического лица (ФИО, реквизиты документа, удостоверяющего личность индивидуального предпринимателя);
  • изменение адреса местонахождения или места жительства;
  • изменение адреса мест осуществления деятельности,
  • перечень выполняемых работ или оказываемых услуг, которые составляют лицензируемый вид деятельности.

То есть если у УО изменился юридический адрес, то об этом надо уведомить ГЖИ и переоформить лицензию. В противном случае может последовать штраф для управляющих организаций за нарушение лицензионных требований по ст. 14.1.3 КоАП РФ, а он для юридических лиц может достигать 250 тыс. рублей!

В других случаях (если изменился фактический адрес, телефон, директор, устав и пр.) переоформлять лицензию не требуется.

Другие изменения в лицензировании УК

7 января 2016 года вступило в силу Постановление Правительства РФ №1434 от 25.12.2015 года “О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации”. Данный документ вносит изменения в п.6 Положения о лицензировании предпринимательской деятельности по управлению МКД (ПП РФ №1110 от 28 октября 2014 года “О лицензировании предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами”).

С 7 января 2016 года список документов для соискателей лицензии, предоставляемый в ГЖИ, пополнился. Теперь нужно также предоставлять следующие сведения:

  • копии учредительных документов юридического лица, заверенные нотариально;
  • копию приказа о назначении на должность руководителя УК соискателя лицензии.

Помимо этого в ГЖИ необходимо предоставить в составе пакета документов для получения лицензии:

  • копию квалификационного аттестата руководителя УК;
  • опись прилагаемых документов.

Лицензия на осуществление деятельности по управлению мкд

Непредставление руководителем управляющей компании хотя бы одного из указанных в законодательстве документов служит основанием для отказа в выдаче лицензии.

Как мы уже упоминали выше, 7 января 2016 года вступило в силу Постановление Правительства РФ №1434 от 25 декабря 2015 года “О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации”.

Документ дополнил Правила содержания общего имущества в МКД (Постановление Правительства РФ №491 от 13 августа 2006 года). Теперь техническая документация на жилой дом также включает в себя:

  • документы на установленные коллективные (общедомовые) приборы учёта, данные о проведении их ремонта, замены, поверки, сведения об оснащении квартир собственников индивидуальными, общими (квартирными) приборами учёта, информацию о каждом установленном счётчике (технические характеристики, год установки, факт замены или поверки), дату последней проверки и контрольного снятия показаний;
  • сметы и описи работ по проведению текущего ремонта и оказанию услуг по содержанию общего имущества в МКД;
  • акты проверок и выданные паспорта готовности МКД к отопительному периоду;
  • списки собственников и нанимателей помещений в МКД, лиц, использующих общее имущество в доме на основании договора управления с УК (по решению ОСС) с учётом требований законодательства РФ о защите персональных данных (152-ФЗ);
  • договоры об использовании общего имущества собственников помещений в МКД;
  • оригиналы решений и протоколов ОСС.

Также данное Постановление Правительства РФ дополнило Правила, обязательные при заключении УК договоров с РСО (ПП РФ №124 от 14 февраля 2012 года “О правилах, обязательных при заключении договоров снабжения коммунальными ресурсами для целей оказания коммунальных услуг”).

Так, в договоре ресурсоснабжения появилось дополнительное условие к уже имеющимся. Стороны договора должны в обязательном порядке подписывать акты, фиксирующие показания ОДПУ на момент прекращения обязательств УК, в том числе в связи с исключением сведений об МКД из реестра лицензий субъекта РФ или прекращением/аннулированием лицензии управляющей компании на осуществление предпринимательской деятельности по управлению МКД.

Лицензия на осуществление деятельности по управлению мкд

Также в этих Правилах появился дополнительный пункт, который гласит, что договор ресурсоснабжения прекращается одновременно с прекращением договора управления МКД при исключении сведений о доме из реестра лицензий субъекта РФ или при прекращении действия/аннулирования лицензии.

Документ дополнил Правила осуществления деятельности по управлению МКД (Постановление Правительства РФ №416 от 15 мая 2013 года “О порядке осуществления деятельности по управлению многоквартирными домами”) целым разделом.

Предлагаем ознакомиться  Образование для инвалидов в 2020 году: как проходит дистанционное обучение и переобучение, льготы при поступлении в ВУЗ

Новый раздел VI называется “Порядок прекращения деятельности по управлению многоквартирным домом в связи с исключением сведений о многоквартирном доме из реестра лицензий субъекта Российской Федерации, прекращением действия лицензии на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами или ее аннулированием”.

В нём говорится, что при исключении сведений об МКД из реестра лицензий субъекта РФ, при прекращении действия/аннулировании лицензии УК, датой прекращения договора управления является день, предшествующий дню начала управления МКД другой управляющей компанией, выбранной общим собранием собственников или в результате открытого конкурса (ч.5,6 ст.200 ЖК РФ).

Если способ управления МКД был изменён, то датой прекращения договора управления является день, предшествующий дню начала осуществления нового способа управления. То есть договор управления МКД будет считаться действительным между УК и собственниками до того момента, пока дом не перейдёт в управление другой управляющей компании и не будет заключён новый договор управления.

Следующий пункт данного раздела гласит, что в случае исключения сведений об МКД из реестра лицензий субъекта РФ, прекращения действия/аннулирования лицензии, то УК должна передать новой управляющей компании по отдельному акту приёма-передачи всю техническую и другую сопутствующую документацию на дом (ПП РФ №491 от 13 августа 2006 года, ПП РФ №354 от 6 мая 2011 года). Документы должны содержать актуальные на момент передачи сведения.

В последнем пункте нового раздела сказано, что договоры УК с подрядными организациями на выполнение работ и оказание услуг по содержанию и ремонту общего имущества в МКД, на проведение капитального ремонта дома прекращаются одновременно с прекращением договора управления МКД, если сведения о доме исключены из реестра лицензий субъекта РФ, действие лицензии прекращено или она аннулирована.

1. Настоящее Положение устанавливает порядок ведения реестра лиц, осуществлявших функции единоличного исполнительного органа лицензиата, лицензия на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами (далее – лицензия) которого аннулирована, а также лиц, на которых уставом или иными документами лицензиата возложена ответственность за соблюдение требований к обеспечению надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме и в отношении которых применено административное наказание в виде дисквалификации, индивидуальных предпринимателей, лицензия которых аннулирована и (или) в отношении которых применено административное наказание в виде дисквалификации (далее – реестр дисквалифицированных лиц управляющих организаций).

2. Реестр дисквалифицированных лиц управляющих организаций является общедоступным и открытым, формируется и ведется Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации на официальном сайте Министерства в информационно-телекоммуникационной сети “Интернет”, а с 1 мая 2015 года – в государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства.

Лицензия на осуществление деятельности по управлению мкд

3. Основанием для включения сведений в реестр дисквалифицированных лиц управляющих организаций является вступившее в законную силу решение суда об аннулировании лицензии или вступившее в законную силу постановление суда о применении административного наказания в виде дисквалификации. Основанием для исключения сведений из реестра дисквалифицированных лиц управляющих организаций является истечение срока нахождения сведений в реестре дисквалифицированных лиц управляющих организаций, предусмотренного пунктом 10 настоящего Положения, вступившее в законную силу решение суда об отмене решения суда об аннулировании лицензии или об отмене постановления о дисквалификации либо об изменении вида административного наказания.

4. В случае вступления в законную силу решения суда об отмене решения суда об аннулировании лицензии (об отмене постановления о дисквалификации или об изменении вида административного наказания) лицо, сведения о котором внесены в реестр дисквалифицированных лиц управляющих организаций, вправе направить в Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации заявление об исключении сведений о нем из реестра дисквалифицированных лиц управляющих организаций.

Указанное заявление должно содержать сведения о наименовании суда, основаниях, дате вынесения решения об отмене решения суда об аннулировании лицензии (об отмене постановления о дисквалификации или об изменении вида административного наказания) и подлежит направлению заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении или в форме электронного документа, подписанного электронной подписью.

Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации осуществляет проверку сведений, содержащихся в указанном заявлении, в течение 10 рабочих дней со дня его поступления, в том числе путем направления запроса в суд, вынесший решение, сведения о котором указаны в этом заявлении, и при подтверждении их достоверности исключает сведения о таком лице из реестра дисквалифицированных лиц управляющих организаций.

5. В целях ведения реестра дисквалифицированных лиц управляющих организаций Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации получает сведения о вступивших в законную силу решениях суда об аннулировании лицензии и о постановлениях о дисквалификации, указанные в пункте 9 настоящего Положения, у органов государственного жилищного надзора.

Указанные сведения представляются органом государственного жилищного надзора не позднее 5 рабочих дней со дня, когда ему стало известно о вступлении в законную силу решения суда об аннулировании лицензии и (или) постановления о дисквалификации, с использованием информационно-телекоммуникационных сетей в форме электронного уведомления, подписанного уполномоченными на подписание таких уведомлений лицами с использованием усиленной квалифицированной электронной подписи.

6. В целях обеспечения полноты и достоверности сведений, содержащихся в реестре дисквалифицированных лиц, Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации вправе получать у Федеральной налоговой службы сведения о лицах, в отношении которых имеются вступившие в законную силу постановления о дисквалификации, в порядке межведомственного информационного взаимодействия в соответствии с Положением о единой системе межведомственного электронного взаимодействия, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 8 сентября 2010 года N 697 “О единой системе межведомственного электронного взаимодействия”.

Аннулирование и прекращение действия лицензии

Есть три возможные причины, чтобы прекратить действие лицензии на управление МКД (ст. 20 N 99-ФЗ):

  • предоставление лицензиатом заявления о прекращении лицензирующего вида деятельности;
  • прекращение деятельности юридического лица или индивидуального предпринимателя;
  • решение суда об аннулировании лицензии.
Предлагаем ознакомиться  Лицензия на медицинскую деятельность документы

Основание аннулирования лицензии содержится в ч. 1 ст. 199 ЖК РФ. Порядок событий такой: лицензионная комиссия передаёт решение в орган ГЖН, который на основании этого решения составляет заявление в суд, а суд принимает решение об аннулировании лицензии.

Основание для исключения дома из реестра лицензий субъекта Российской Федерации регламентировано в ч. 2 ст. 199 ЖК РФ. Таким основанием является назначение в течение календарного года 2 или более раз административного наказания за неисполнение либо ненадлежащее исполнение предписаний, а также исключение из реестра лицензий сведений о МКД, в которых общая площадь помещений составляет не менее 15% от общей площади помещений в управляемых МКД. Таким образом, ГЖИ может лишить УО лицензии и без санкции суда.

Предположим, лицензия УО аннулирована. Кто будет управлять её домами в то время, пока они не перешли под другое управление? Управлять ими будет та же УО. Даже с аннулированной лицензией и дисквалифицированным должностным лицом прежняя УО какое-то время обязана продолжать управлять МКД.

Правовые коллизии

Однако вступившие в силу изменения вызывают некоторые правовые коллизии в трактовании жилищного законодательства. Ведь согласно ст.200 ЖК РФ, управляющая компания при исключении сведений об МКД из реестра лицензий субъекта РФ, при прекращении действия/аннулировании лицензии должна надлежащим образом исполнять свои обязанности по управлению домом, выполнению работ и оказанию услуг по содержанию и ремонту общего имущества в МКД по требованию российского законодательства до:

  • возникновения обязательств по управлению МКД у управляющей компании, избранной ОСС или по результатам проведённого органом местного самоуправления открытого конкурса (ч.7 ст.162 ЖК РФ);
  • возникновения обязательств по договору управления МКД, заключённому УК с ТСЖ, ТСН, ЖСК или иным специализированным потребительским кооперативом;
  • переходом на непосредственный способ управления домом (ч.1 и 2 ст.164 ЖК РФ);
  • государственной регистрации ТСН, ЖСК или иного специализированного потребительского кооператива.

Таким образом, жилищное законодательство обязует управляющую компанию, лишённую лицензии или чей дом ушёл из управления, до момента передачи этого МКД другой УК продолжать вести свою деятельность по управлению и содержанию этого дома.

Но по закону у управляющей компании, лишённой лицензии, в момент прекращения её действия или с момента ухода МКД из управления автоматически пропадает право на управление многоквартирным домом и предоставление соответствующих услуги и выполнение работ по содержанию дома.

Как быть в этом случае? Ведь в этот промежуток времени УК придётся платить подрядным организациям и своим сотрудникам за содержание МКД и управление домом. Откуда брать эти средства и как их компенсировать, если уже управляющая компания не имеет права выставлять собственникам квитанции за ЖКУ?

Как получить лицензию на управление МКД

Кроме того, управляющей компании грозит серьёзный штраф за осуществление предпринимательской деятельности по управлению МКД без лицензии по ч.1 ст.14.1.3 КоАП РФ от 150 до 250 тысяч рублей. Как действовать управляющей компании в этом случае? Будем рады вашим комментариям и соображениям на этот счёт.

О лицензировании предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами

(с изменениями на 13 сентября 2018 года)

УТВЕРЖДЕНОпостановлением ПравительстваРоссийской Федерацииот 28 октября 2014 года N 1110

1. Настоящее Положение устанавливает порядок лицензирования предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, осуществляемой управляющей организацией.

2. Лицензирование предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами осуществляют органы государственного жилищного надзора субъекта Российской Федерации (далее – лицензирующий орган).

3. Лицензионными требованиями к лицензиату помимо требований, предусмотренных пунктами 1-6_1 части 1 статьи 193 Жилищного кодекса Российской Федерации, являются следующие требования:(Абзац в редакции, введенной в действие с 26 сентября 2018 года постановлением Правительства Российской Федерации от 13 сентября 2018 года N 1090.

а) соблюдение требований, предусмотренных частью 2_3 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации;

б) исполнение обязанностей по договору управления многоквартирным домом, предусмотренных частью 2 статьи 162 Жилищного кодекса Российской Федерации;

в) соблюдение требований, предусмотренных частью 3_1 статьи 45 Жилищного кодекса Российской Федерации;(Подпункт в редакции, введенной в действие с 26 сентября 2018 года постановлением Правительства Российской Федерации от 13 сентября 2018 года N 1090.

г) соблюдение требований, предусмотренных частью 7 статьи 162 и частью 6 статьи 198 Жилищного кодекса Российской Федерации.(Подпункт дополнительно включен с 26 сентября 2018 года постановлением Правительства Российской Федерации от 13 сентября 2018 года N 1090)

4. К соискателю лицензии на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами (далее – лицензия) с учетом особенностей лицензирования предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, установленных Жилищным кодексом Российской Федерации, предъявляются лицензионные требования, предусмотренные пунктами 1-5 части 1 статьи 193 Жилищного кодекса Российской Федерации. (Пункт в редакции, введенной в действие с 26 сентября 2018 года постановлением Правительства Российской Федерации от 13 сентября 2018 года N 1090.

а) нарушение лицензионного требования, предусмотренного подпунктом “а” пункта 3 настоящего Положения, повлекшее причинение вреда жизни или тяжкого вреда здоровью граждан, которое подтверждено вступившим в законную силу решением суда;

б) нарушение лицензионного требования, предусмотренного подпунктом “а” пункта 3 настоящего Положения, в части непроведения лицензиатом испытаний на прочность и плотность (гидравлических испытаний) узлов ввода и систем отопления, промывки и регулировки систем отопления, выполняемых в целях надлежащего содержания систем теплоснабжения (отопление, горячее водоснабжение) в многоквартирных домах;

в) нарушение лицензионного требования, предусмотренного подпунктом “а” пункта 3 настоящего Положения, в части незаключения в течение 30 календарных дней со дня начала исполнения договора управления многоквартирным домом договоров о выполнении работ в целях надлежащего содержания систем внутридомового газового оборудования в соответствии с требованиями, установленными Правилами пользования газом в части обеспечения безопасности при использовании и содержании внутридомового и внутриквартирного газового оборудования при предоставлении коммунальной услуги по газоснабжению, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 14 мая 2013 г.

Предлагаем ознакомиться  Надо ли звонить в страховую при ДТП

N 410 “О мерах по обеспечению безопасности при использовании и содержании внутридомового и внутриквартирного газового оборудования”, выполнении работ по эксплуатации, в том числе по обслуживанию и ремонту лифтов, подъемных платформ для инвалидов в соответствии с требованиями, установленными Правилами организации безопасного использования и содержания лифтов, подъемных платформ для инвалидов, пассажирских конвейеров (движущихся пешеходных дорожек) и эскалаторов, за исключением эскалаторов в метрополитенах, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 24 июня 2017 г.

N 743 “Об организации безопасного использования и содержания лифтов, подъемных платформ для инвалидов, пассажирских конвейеров (движущихся пешеходных дорожек), эскалаторов, за исключением эскалаторов в метрополитенах”, за исключением случая выполнения работ по эксплуатации, в том числе по обслуживанию и ремонту лифтов, подъемных платформ для инвалидов, управляющими организациями самостоятельно в соответствии с требованиями, установленными Правилами организации безопасного использования и содержания лифтов, подъемных платформ для инвалидов, пассажирских конвейеров (движущихся пешеходных дорожек) и эскалаторов, за исключением эскалаторов в метрополитенах, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 24 июня 2017 г.

г) нарушение лицензионного требования, предусмотренного подпунктом “б” пункта 3 настоящего Положения, в части незаключения лицензиатом в течение 30 календарных дней со дня начала исполнения договора управления многоквартирным домом договоров с ресурсоснабжающими организациями в целях приобретения коммунальных ресурсов, потребляемых при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме;

д) нарушение лицензионного требования, предусмотренного подпунктом “б” пункта 3 настоящего Положения, в части наличия у лицензиата признанной им или подтвержденной вступившим в законную силу судебным актом задолженности перед ресурсоснабжающей организацией в размере, равном или превышающем 2 среднемесячные величины обязательств по оплате по договору ресурсоснабжения, заключенному в целях обеспечения предоставления собственникам и пользователям помещения в многоквартирном доме коммунальной услуги соответствующего вида и (или) приобретения коммунальных ресурсов, потребляемых при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме, независимо от факта последующей оплаты указанной задолженности лицензиатом;

е) нарушение лицензионного требования, предусмотренного подпунктом “б” пункта 3 настоящего Положения, в части отказа от передачи, осуществляемой в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, технической документации на многоквартирный дом и иных связанных с управлением таким многоквартирным домом документов, ключей от помещений, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме, электронных кодов доступа к оборудованию, входящему в состав общего имущества в многоквартирном доме, и иных технических средств и оборудования, необходимых для эксплуатации многоквартирного дома и управления им (далее – техническая документация на многоквартирный дом и иные связанные с управлением таким многоквартирным домом документы, технические средства и оборудование), принявшим на себя обязательства по управлению многоквартирным домом управляющей организации, товариществу собственников жилья, жилищному кооперативу, жилищно-строительному кооперативу, иному специализированному потребительскому кооперативу, а в случае непосредственного управления многоквартирным домом собственниками помещений в таком доме одному из собственников, указанному в решении общего собрания собственников помещений о выборе способа управления многоквартирным домом, или, если такой собственник не указан, любому собственнику помещения в этом доме, либо уклонение от передачи технической документации на многоквартирный дом и иных связанных с управлением таким многоквартирным домом документов, технических средств и оборудования указанным лицам, либо нарушение предусмотренных федеральными законами и принятыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации порядка и сроков передачи технической документации на многоквартирный дом и иных связанных с управлением таким многоквартирным домом документов, технических средств и оборудования;

ж) нарушение лицензионного требования, предусмотренного подпунктом “г” пункта 3 настоящего Положения, в части непрекращения лицензиатом деятельности по управлению многоквартирным домом в течение 3 дней со дня исключения сведений о таком доме из реестра лицензий субъекта Российской Федерации, за исключением осуществления такой деятельности в соответствии с положениями части 3 статьи 200 Жилищного кодекса Российской Федерации;

з) нарушение лицензионного требования, предусмотренного подпунктом “б” пункта 3 настоящего Положения, в части нарушения лицензиатом требований к осуществлению аварийно-диспетчерского обслуживания, предусмотренных пунктом 13 Правил осуществления деятельности по управлению многоквартирными домами, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 15 мая 2013 г.

____________________________________________________________________

Подпункт “з” пункта 4_1 настоящего Положения применяется с 1 марта 2019 года – см. пункт 2 постановления Правительства Российской Федерации от 13 сентября 2018 года N 1090.

4_2. При повторном совершении лицензиатом в течение 12 месяцев со дня назначения административного наказания за нарушение лицензионных требований, которое отнесено к грубым нарушениям лицензионных требований, грубых нарушений лицензионных требований, предусмотренных подпунктами “а”, “б”, “г”, “д” и “з” пункта 4_1 настоящего Положения, из реестра лицензий субъекта Российской Федерации в соответствии с частью 5_2 статьи 198 Жилищного кодекса Российской Федерации подлежат исключению сведения о многоквартирном доме или многоквартирных домах, в отношении которых такие грубые нарушения лицензионных требований совершены.

При повторном совершении лицензиатом в течение 12 месяцев со дня назначения административного наказания за нарушение лицензионных требований, которое отнесено к грубым нарушениям лицензионных требований, грубых нарушений лицензионных требований, предусмотренных подпунктами “в”, “е”, “ж” пункта 4_1 настоящего Положения, из реестра лицензий субъекта Российской Федерации в соответствии с частью 5_2 статьи 198 Жилищного кодекса Российской Федерации подлежат исключению сведения обо всех многоквартирных домах, в отношении которых лицензиат осуществляет деятельность по управлению.(Пункт дополнительно включен с 26 сентября 2018 года постановлением Правительства Российской Федерации от 13 сентября 2018 года N 1090)