Есть ли жизнь после смерти

То, как именно мы относимся к своей будущей смерти, ждем ли ее приближения или наоборот – cтарательно вычеркиваем ее из сознания, стараясь не думать о ней вообще, напрямую влияет на то, как мы живем свою нынешнюю жизнь, на наше восприятие ее смысла. Христианин верит в то, что смерти как полного и окончательного исчезновения человека не существует.

Согласно христианскому вероучению, все мы будем жить вечно, и именно бессмертие является подлинной целью человеческой жизни, а день смерти одновременно является днем его рождения для новой жизни. После смерти тела душа отправляется в путь навстречу к своему Отцу. Как именно будет пройден этот путь с земли на небо, какой будет эта встреча, и что последует за ней, напрямую зависит от того, как человек прожил свою земную жизнь.

В православной аскетике есть понятие «памяти смертной» как постоянного удержания в уме предела собственной земной жизни и ожидания перехода в иной мир. Для многих людей, посвятивших свою жизнь Служению Богу и ближнему, приближение смерти было не надвигающейся катастрофой и трагедией, а наоборот – долгожданной радостной встречей с Господом. Старец Иосиф Ватопедский говорил о своей смерти: «Я заждался своего поезда, а он все не приходит».

Третий день, в который обычно совершаются похороны имеет и непосредственное духовное отношение к Воскресению Христа на третий день после Его крестной смерти и празднику победы Жизни над смертью.

О третьем дне поминовения после смерти говорит, например, св. Исидор Пелусиот (370–437): «Если ты хочешь узнать и о третьем дне, то вот объяснение. В пятницу Господь испустил дух. Это один день. Всю субботу Он пребывал во гробе, потом приходит вечер. С наступлением воскресенья Он восстал из гроба — и вот тот день. Ибо из части, как ты знаешь, познается целое. Так и мы установили обычай поминать усопших».

Куда попадает душа после смерти: что происходит с умершим

Полагают также, что поминовение в третий день совершается для того, чтобы собрать и соединить в молитве тех, кто признает таинство тридневного Воскресения Христова.

Shaun Yow Ken Jie

Shaun Yow Ken Jie

Еще один день поминовения усопших в церковной традиции – девятый. «Девятый день, — говорит свт. Симеон Солунский, — напоминает нам о девяти чинах ангельских, к которым — как нематериальный дух — мог бы быть сопричислен и наш усопший близкий».

Дни поминовения существуют в первую очередь для усердной молитвы об умерших близких. Святой Паисий Святогорец сравнивает смерть грешника с протрезвлением пьяного человека: «Эти люди подобны пьяным. Они не понимают, что делают, не чувствуют своей вины. Однако когда они умирают, из их головы выветривается [земной] хмель и они приходят в себя.

В сороковой день также совершается особое поминовение усопшего. Этот день, согласно свт. Симеону Солунскому, возник в церковной традиции «ради Вознесения Спасителя», которое произошло на сороковой день после Его тридневного Воскресения. Также упоминание сорокового дня есть, например в памятнике IV века «Апостольские постановления» (кн. 8, гл.

Смерть не может разлучить любящих и мостом между двумя мирами становится молитва. Сороковой день является днем сугубой молитвы об ушедшем – именно в этот день мы с особыми любовью, вниманием, благоговением просим Бога простить нашему близкому все согрешения и даровать ему рай. С пониманием особого значения первых сорока дней в посмертной судьбе связана традиция сорокоуста – то есть ежедневного поминовения умершего за Божественной Литургией.

Вопрос о том, где именно находится душа, которая не перестает жить после смерти, но переходит в другое состояние, не может получить точного ответа в земных категориях: на это место нельзя указать пальцем, ведь бестелесный мир находится за гранью воспринимаемого нами мира материального. Проще ответить на вопрос– к кому уйдет наша душа?

Фото **Mary**

Фото **Mary**

Куда попадает душа после смерти: что происходит с умершим

После смерти человека Господь принимает решение о том, где будет находиться его душа до Страшного суда – в Раю или в Аду. Как учит Церковь, решение Господа является только и лишь Его ответом на состояние и расположение самой души, и то, что она чаще выбирала при жизни- свет или тьму, грех или добродетель.

При этом христиане верят, что перед Страшным судом все мертвые будут вновь воскрешены Господом и соединятся со своими телами.

Путь души к престолу Божьему сопровождается мытарствами или испытанием души. По преданию Церкви суть мытарств в том, что злые духи обличают душу в тех или иных согрешениях. Само слово «мытарства» отсылает нас к слову «мытня». Так называлось место для сбора штрафов и налогов. Своеобразной платой на этой «духовной таможне» являются добродетели умершего, в также церковная и домашняя молитва, которую совершают за него его ближние.

Предлагаем ознакомиться  Получение квартиры матерью-одиночкой куда обращаться

Конечно невозможно понимать мытарства в прямом смысле, как некая дань, приносимая Богу за грехи. Это скорее полное и ясное осознание всего того, что отягощало душу человека при жизни и что он не мог до конца почувствовать. Помимо этого, в Евангелии есть слова, которые дают нам надежду на возможность избежать этих испытаний: «слушающий слово Мое и верующий в Пославшего Меня на суд не приходит (Ин 5:24)».

«У Бога нет мертвых», и те, кто живут земной и загробной жизнью для Бога одинаково живы. Однако то, как именно будет жить человеческая душа после смерти напрямую зависит от того, как мы живем и строим свои отношения с Богом и другими людьми при жизни. Посмертная судьба души – это, по сути, продолжение этих отношений или их отсутствия.

Kat...

Kat…

Слово «поминки» означает поминовение, и, в первую очередь, речь идет о молитве – то есть о том, чтобы просить Бога простить умершему человеку все грехи и даровать ему Царствие небесное и жизнь в Божьем присутствии. Особым образом эта молитва возносится в третий, девятый и сороковой день после смерти человека.

Куда попадает душа после смерти: что происходит с умершим

В эти дни христианин призван прийти в храм, молиться от всего сердца за близкого человека и заказать заупокойное богослужение, прося Церковь молиться вместе с ним. Девятый и сороковой день также стараются сопровождаеть посещением кладбища и поминальной трапезой. Днем особого молитвенного поминовения усопших считается первая и последующие годовщины его смерти.

Однако, святые отцы учат нас, что лучшим способом помочь нашим усопшим ближним является наша собственная христианская жизнь и добрые дела, как продолжение нашей любви к усопшему близкому человеку. Как говорит святой Паисий Святогорец «Полезнее, чем все поминовения и заупокойные службы, которые мы можем совершить за усопших, будет наша внимательная жизнь, та борьба, которую мы совершаем ради того, чтобы отсечь свои недостатки и очистить душу».

«Даже если бы ум наш был всесильным и всеведущим, он все равно не мог бы постичь вечности. Потому что он, будучи по своей природе ограниченным, всегда инстинктивно в вечности устанавливает некоторый временной предел, конец. Однако вечность не имеет конца, иначе она перестала бы быть вечностью!» В церковном учении о пути души после смерти, символически проявляется трудно постижимая духовная правда, которую в полной мере мы узнаем и увидим уже после окончания нашей земной жизни.

Две темы, которые всегда будут обсуждаться – это жизнь и смерть. С момента сотворения мира философы, литературные деятели, медики, пророки вели спор о том, что происходит с душой, когда она уходит из тела человека. Что будет после смерти и есть ли вообще жизнь после того, когда дух покидает физическую оболочку?

Место моей смерти — Древняя Месопотамия

Конечно, если вы были фараоном, то есть воплощением бога на земле, то вам и в загробной жизни будет неплохо. Фараоны присоединялись к свите бога солнца Ра и плавали за ним в ладье по небесному Нилу. А вот простым смертным приходилось посложнее.

Сначала покойному надо было добраться до места, где бог Осирис вершил суд. Но по пути туда, независимо от того, кем был умерший — праведником или грешником, его поджидали разные напасти. Например, его мог съесть «пожиратель ослов», а еще умерший мог упасть в «озеро пламени».

Чтобы покойные могли избежать неприятностей, жрецы снабжали их текстами с картами и инструкциями, рассказывающими, как добраться до места суда, а также где и когда произнести нужные заклинания и имена. Сначала тексты писали на стенках саркофагов, но, видимо, умершим не слишком удобно было читать их в пути, поэтому позднее и появилась «Книга мертвых», записанная на папирусе.

Куда попадает душа после смерти: что происходит с умершим

Когда умерший добирался до места назначения, его встречали боги — участники Загробного Судилища. Сначала он перечислял 42 преступления и клялся, что ни в одном из них не виновен. Затем выступали боги-свидетели и душа покойного, которые рассказывали про его добрые и плохие поступки, а после этого сердце умершего взвешивали на Весах Истины.

Предлагаем ознакомиться  Технологическое подключение к водопроводным сетям

Если стрелка весов отклонялась, покойник считался грешником и его сердце съедала богиня Аммат — чудовище с телом бегемота, пастью крокодила, гривой и лапами льва. Со временем в древнеегипетском царстве мертвых стали наказывать более изощренно: грешников лишали тепла, света и возможности общаться с богами.

Если же умершего оправдывали, он отправлялся в египетский вариант рая — в Поля Иалу (Камыша). Здесь он вел примерно такую же жизнь, как на земле, но ни в чем не знал недостатка. Боги обеспечивали его пищей, а работали за него слуги, фигурки которых предусмотрительно клали ему в гробницу.

Остается добавить, что ни у грешников, ни у праведников не было возможности покинуть Дуат. Согласно представлению древних египтян, души покойных оставались в царстве мертвых навечно.

Ну что же, неплохо. Только сразу хотим вас предупредить: если вы не бог, попасть в рай вам не светит. Этой чести пока удостоились только двое людей — месопотамский вариант Ноя (шумеры звали его Зиусудра, ассирийцы — Утнапиштим) и его жена.

Во всех остальных случаях душа покойного, будь то праведник или грешник, отправлялась в преисподнюю, Кур (Кигаль или Эден). Другое дело, что там не всегда было плохо, во всяком случае пытки и особые страдания души умерших не ждали.

В загробное царство покойников отправляли не с пустыми руками. В захоронения клали множество полезных вещей: оружие, украшения, орудия труда, одежду и обувь, ларцы с едой и питьем, а также кубок, который умершие держали у рта. Видимо, напиток в кубках помогал преодолеть путь до судилища. В самом подземном царстве умершие побогаче передвигались на носилках, салазках или даже четырехколесных повозках.

Куда попадает душа после смерти: что происходит с умершим

Чтобы попасть в царство мертвых, надо было переправиться через реку, «поглощающую людей», с помощью перевозчика — «человека лодки». Для этого в могилы часто клали модели лодок. На другом берегу реки умерший должен был пройти семь врат и в конце концов попадал на суд правительницы (а позднее правителя) подземного царства.

На суде грешникам выносили смертный приговор, и они умирали окончательно. Гораздо больше везло тем, кто умер в сражении, у кого на земле остались сыновья и о ком позаботились родственники, совершив погребальные обряды. Умерших в битве утешали родители и жена; тех, у кого были сыновья, в загробном царстве кормили и поили, а некоторых даже пускали во дворец к богам.

Выбраться из преисподней простым смертным было невозможно. Это получалось только у богов, которые ненароком туда попадали, и то только «по бартеру» — они должны были оставить вместо себя заместителя.

Да, у индуистов тоже есть свое загробное царство, и если вы, например, астролог, прихлопнули комара или если у вас нет сына, то лучше туда не попадать, замучают пытками. Да и праведников там ждала, на взгляд современного человека, довольно сомнительная награда. Так что выбор, прямо скажем, не очень.

Далеко не всех умерших в индуизме сразу отправляют обратно в мир живых для нового перерождения. Сначала они попадают в подземный мир, Нараку, где предстают перед судом правителя этого мира, бога смерти Ямы. В зависимости от вердикта души покойных на некоторое время могут отправиться в рай или в ад, а уже потом родиться еще раз.

До места суда они добираются долго, целый год. Сначала душа умершего перебирается через окружающую подземный мир реку Ганг, держась за хвост коровы, а потом шагает через всю страну со сложными ландшафтами и многими городами, пока не попадет в столицу.

Там душа оказывается во дворце Ямы. Писец перечисляет заслуги и прегрешения покойного, и Яма решает, куда его отправить, в рай или в ад. Рай, Сварга, находится на небе, и туда берут ограниченную группу лиц: павших воинов и особо добродетельных людей. В раю праведники в неограниченных количествах пьют «напиток бессмертия», сому.

В индуистском аду, Нараке, которым правил Яма, древние насчитывали аж до 28 «подразделений». Каждое из них предназначалось для наказания за какой-то один грех или группу грехов. В ад Яма отправлял не только знакомый нам набор убийц, отравителей и соблазнителей, но и совершивших менее значительные грехи, например астрологов, гадалок, брахманов, торговавших мясом и алкоголем, и даже тех, кто причинял вред насекомым.

Предлагаем ознакомиться  Увольнение по сокращению после простоя

Несмотря на то, что такие люди обычно были аскетами и вели праведную жизнь, после смерти и они и их предки были обречены на мучения.

Не имеет значения, что вы выбрали — Грецию или Рим. Римляне «натурализовали» древнегреческий пантеон, поменяв имена богов, но топографию подземного мира сохранили. Ваш выбор хорош, если вы попадете в местный рай — на Елисейские поля. Но большинству теней умерших приходилось вечно бесцельно бродить по подземному царству. С другой стороны, умерших здесь наказывали редко и только за очень серьезные проступки.

Тень умершего в царство Аида или просто в Аид (по имени правившего здесь бога) провожает бог Гермес. Он доводит ее до границы мира живых и мертвых — реки Стикс (по другой версии, Ахерона). Через нее умерших перевозит специально поставленный здесь бог Харон. Перевозит не бесплатно, а за мелкую монету, которую во время похорон кладут покойнику под язык. В Древней Греции на нее можно было купить примерно литр дешевого вина (если перевести на современные российские цены — что-то около 150 рублей).

Один из входов в подземный мир сторожит Цербер, трехголовый пес со змеиным хвостом. В отличие от Харона, у него другие задачи — не впускать в подземный мир живых и не выпускать из него тени умерших.

После того как тень попадала в мир мертвых, она отправлялась по бесконечным асфоделевым полям на суд, который вершили трое полубогов — сыновей Зевса от смертных женщин. Праведников и особо заслуженных персон (например, смертных родственников богов) отправляли на Елисейские поля. Несмотря на то, что они находились под землей, здесь всегда светило солнце, а их обитатели проводили время в пирах, развлечениях и спортивных состязаниях. Мало того, они могли еще неоднократно рождаться на земле в теле человека или животного, по своему выбору.

Если человек при жизни не отличался ни хорошими, ни дурными поступками, его душу отправляли обратно в асфоделевые поля, где она сначала пила из «реки забвения» Леты и теряла память, а потом бесцельно бродила по ним до скончания времен. Единственной радостью для теней были жертвоприношения живых. Тогда они могли напиться жертвенной крови и на какое-то время вспомнить земной мир.

Грешникам предназначался Тартар, бездна, расположенная еще ниже, чем подземное царство. Там их ожидали различные наказания: например, Сизиф бесконечно пытался закатить камень на вершину горы, а данаиды были обречены наполнять водой бездонную бочку.

Кстати, от древнегреческого названия подземного царства «Аид» произошло русское слово «ад». А английское «hell» произошло от названия скандинавского ада и заодно правившей им богини — «Хель». Но это уже другая история.

Неплохой выбор, если вы воин, погибший в бою (смерть от старости или от болезни не считается). Тогда вы отправитесь в местный рай — Вальгаллу или Фолькванг. Остальные насельники преисподней жили довольно уныло, но и пытками их не истязали.

В Вальгалле верховный бог Один (в Фолькванге — богиня плодородия и любви Фрейя) собирает дружину из доблестных воинов, которым предстоит сражаться в последней битве богов с мертвецами и адскими чудовищами. Поэтому, помимо пирушек с обильными возлияниями, местные жители регулярно устраивают учебные сражения, в ходе которых рубят друг друга в куски, но потом снова все вместе собираются для дружеского пира.

https://www.youtube.com/watch?v=watch

Остальные мертвецы отправляются в подземное царство, Хель (или Хельхейм — «земля Хель»), расположенное, по одним данным, на западе, куда закатывалось солнце, а по другим — на севере, в стране вечного холода.

Там правила одноименная богиня-великанша — особа неприятной наружности. Она была наполовину синяя, наполовину — цвета мяса. Несмотря на устрашающую внешность, Хель, похоже, была гостеприимной хозяйкой. Когда в ее царство попал убитый по недоразумению бог Бальдр, она оказала ему щедрый прием — усадила на почетное место в своих палатах, приказала сварить для него мед и усыпать пол золотом. Впрочем, обратно она его уже не отпустила.