Проектирование: основные этапы

Если говорить точнее, то линейный объект – это система, проложенная на таком участке земли, длина описывающего прямоугольника которого хотя бы на порядок больше его ширины. Чаще всего такие трассы отличаются масштабностью и охватывают значительные расстояния. Предназначены подобные сооружения могут быть для перемещения как людей, так и грузов или для сохранения какой-либо продукции.

По месту расположения линейные объекты бывают наземными, подземными или надземными. В плане назначения при этом можно выделить:

    транспортные коммуникации;

    системы ливневых и канализационных коллекторов;

    каналы водоснабжения и орошения;

    линии связи;

    нефте- и газопроводы.

https://www.youtube.com/watch?v=ytpolicyandsafety

Линейный объект — это
в любом случае сооружение, а не здание.

Линейный объект — это с
ооружение обычно не только масштабное, но и значимое. Поэтому к составлению его проекта следует подходить со всей ответственностью.
Начинают разработку
этого документа

чаще всего с обоснования технической и экономической (ТЭО) необходимости строительства. Степень проработки материалов и их объем в каждом конкретном случае определяются инструкциями и зависят от характеристик и назначения будуще
й трассы

.

После разработки ТЭО, перед строительством объекта, отраслевыми управлениями министерств должны быть проведены все необходимые экспертизы. В случае соответствия положений ТЭО предусмотренным нормативам и инструкциям документ утверждается в определенном законом порядке.

На следующем этапе подрядчик должен получить от заказчика подробное задание на проектирование линейного объекта. Составляется этот документ, конечно же, с учетом технико-экономических показателей, принятых в ТЭО.

Правила оформления земли под строительство линейных объектов

Классификация линейных сооружений

Линейные объекты капитального строительства могут иметь федеральное или региональное значение, а также устанавливаться отдельными организациями. Провести линию электропередач, например, можно на участке, находящемся в частной собственности или в государственном владении. В первом случае алгоритм действий понятен, нужно получить разрешение от госорганов, оформить нужные бумаги, провести монтаж и внести изменения в кадастровую и техническую документацию. Если устанавливать линейный объект придется на территории, принадлежащей муниципалитету, то действовать придется иначе.

В рядах А и С краны ВПП не выявили таких серьезных сбоев, как балки рядов В во время визуального осмотра. решили исправить их. Балки были демонтированы, отремонтированы и повторно собраны на колонны в новые подшипники, позволяющие выпрямлять в горизонтальном и вертикальном направлениях. На балки были установлены новые рельсы. При визуальной инспекции на конструкции не было обнаружено видимой усталостной трещины. Однако кратковременные усталостные трещины длиной несколько миллиметров не могут быть исключены визуальным контролем.

Геометрическое расположение отверстий в арматурной плите показано на рисунке. Предложенная вычислительная модель была основана на методе конечных элементов. Используя численную модель, был проведен анализ для определения зависимости коэффициента интенсивности напряжений от длины трещины для различных уровней напряжений в упрочняющем листе нижнего фланца. Эта зависимость показана на рисунке.

Юридическое или

для монтажа линейных объектов на

должно взять участок в аренду. Обычно, проводится аукцион. Если в случае, когда прокладывается линия связи, электро, газо, тепло и водоснабжения, дороги, нефтепроводы и другие объекты, имеющие

, договор аренды заключается без предварительных торгов. Перед заключением сделки с землей, нужно обратиться к кадастровому инженеру, который займется подготовкой схемы для внесения изменений в кадастровый план. На это уйдет не более двух недель.

Затем соискателю предстоит подать ходатайство об утверждении плана. При необходимости придется организовать установление сервитута. Этот вариант пригодится в тех случаях, когда ЛО придется проложить через чужой земельный участок. Установление сервитута дает право пользования территорией, находящейся в собственности постороннего лица. Сервитутный договор не является безвозмедным, хотя стороны могут договориться о характере и размере компенсаций.

Критическая длина трещины была определена таким образом, что пластиковая зона перед поверхностью трещины была сравнима с размером связки. В этом случае механика линейного упругого разрушения перестает действовать и коэффициент интенсивности напряжений не может использоваться в качестве параметра, описывающего деформацию перед лицом трещины. Кроме того, уже существует значительная деформация фланца, что недопустимо с точки зрения эксплуатации.

Определение срока усталости для требуемых скачков напряжения. Жизни фланца определяли путем интеграции уравнения Парижа. Графически полученная расчетная зависимость длины усталостной трещины от количества циклов показана на рисунке. Для более точного определения необходимо было бы проводить относительно сложные измерения скорости распространения длинных усталостных трещин на конкретном материале, взятом из структуры.

Важно понимать, что вопрос установки в ЛО, регулируется

и приказами, а не только федеральными законопроектами. Каждый случай требует персонального подхода, продуманных действий и согласования с государственными и контролирующими органами власти.

Юридическое или физическое лицо для монтажа линейных объектов на государственной земле должно взять участок в аренду. Обычно, проводится аукцион. Если в случае, когда прокладывается линия связи, электро, газо, тепло и водоснабжения, дороги, нефтепроводы и другие объекты, имеющие федеральное значение, договор аренды заключается без предварительных торгов.

Важно понимать, что вопрос установки в ЛО, регулируется местными актами и приказами, а не только федеральными законопроектами. Каждый случай требует персонального подхода, продуманных действий и согласования с государственными и контролирующими органами власти.

Нормативно-правовая база: сложности

Само понятие линейного объекта в наше время в законодательстве используется во многих правовых актах различной юридической силы. Но при этом, к сожалению, единых норм, определяющих все аспекты функционирования и создания подобных систем, не предусмотрено. Собственно сами линейные объекты упоминаются в законодательстве лишь вкратце – приводится их примерный перечень.

Из-за отсутствия точного определения, при оформлении и строительстве линейных объектов у заказчиков и исполнителей могут возникать разного рода трудности. Утверждение проектов подобных систем обычно занимает довольно-таки много времени. Но в любом случае эти масштабные трассы, конечно же, относятся к объектам капитального строительства. А следовательно, опираться при их оформлении следует на соответствующие законодательные акты.

Задачи проектирования

Перед началом строительства любого линейного объекта, конечно же, следует составить его подробную схему. Основной задачей проектирования подобных систем является выбор оптимального положения трассы на местности. Конечный вариант строительства должен:

    во-первых, предусматривать сбалансированность объема земляных работ;

    во-вторых, обеспечивать прокладку с наименьшим вредом для окружающей среды.

Классификация линейных сооружений

Собственно сам проект линейного объекта представляет собой комплексный документ, в котором неразрывно связаны как техническая, так и экономическая составляющие строительства. Реализуется он по принципу от общего к частному.

Типовые проекты

Место прокладки

сооружения

чаще всего определяется уже на этапе составления ТЭО. При этом учитываются следующие условия:

    ширина трассы магистрали не должна превышать параметров, предусмотренных нормативами для данной конкретной разновидности объекта;

    в обязательном порядке должны быть соблюдены основы земельного законодательства;

    размер полосы, место прохождения трассы, способ использования материальных ресурсов, методы механизации строительных работ — все это должно быть согласовано с соответствующими органами.

К группе линейных объектов, помимо всего прочего, относятся и разного рода коммуникации цехов предприятий всевозможной специализации. Индивидуальные проекты для таких трасс составляются достаточно редко. По большей мере в данном случае пользуются типовыми. Иногда при прокладке трасс за основу берутся также стандартные, но при этом немного измененные проекты. Корректировки в типовые документы разрешается вносить только с согласия ответственных министерств и ведомств РФ.

Сложность в этой сфере обусловлена еще и тем, что возникают проблемы с правовым регулированием. Поскольку конструкция может иметь огромную протяженность, ее сложно, а на практике и невозможно отнести к одному и тому же земельному участку. Например, линия электропроводов может пересекать весь город: она проложена и над тротуаром, и над проезжей частью, идет из района в район вдоль домов, магазинов. Немного проще с автомобильными дорогами: они занимают определенную территорию, поэтому могут регистрироваться на конкретных земельных участках.

Безусловно, проектирование линейных объектов сопряжено со сложностями с правовой точки зрения. Хотя их относят к капитальным сооружениям, можно ли считать такие конструкции недвижимостью? Это справедливо по отношению только к отдельным постройкам. Например, линии связи и трубопроводы невозможно считать недвижимым имуществом.

Предлагаем ознакомиться  Предписание за тонировку (требование) в 2020 году

Разработка технического плана линейного объекта затруднена в связи с тем, что зачастую он простирается не просто над разными участками земли: эти территории могут относиться к различным категориям. Одно дело, если это земельные участки, которые являются государственными либо муниципальными по статусу, и совсем другое, – если они находятся в собственности частных лиц.

Как вариант, в данном случае используется такой механизм правового регулирования, как установление сервитута. Поскольку в данную категорию относят сооружения и конструкции различного типа, не всегда их можно подвязать к этой схеме. Кроме того, установление сервитутов предполагает согласие собственника, а далеко не всегда этот вопрос удается решить положительно.

Классификация линейных сооружений

Резюмируя, придется признать, что Градостроительный кодекс не охватывает всего комплекса вопросов, связанных с этой сферой. Детальной проработки и закрепления на законодательном уровне требуют такие моменты, как проектирование любого типа конструкций и их строительство, ввод в эксплуатацию и постановка на учет.

Андрей Соколов

Написано статей

Довольно часто россияне слышат о линейных объектах и их неоценимом значении в нашей жизни, но, что такое линейный объект, и каковы правила его оформления в государственных инстанциях, понятно не всем. Чтобы дать ответы на представленные вопросы, а также разобраться с законодательными особенностями в данной сфере, надо внимательно изучить действующие положения и нормы ГК РФ, а также Градостроительный кодекс.

В нем сказано, что линейный объект это линии электропередач, трубопроводы, автомобильные дороги и железнодорожные пути, всевозможные сети инженерно-технического обеспечения. Данный перечень не является исчерпывающим, он может быть существенно дополнен, ведь к ЛО можно отнести любые сооружения, длина которых в разы превышает ширину.

Для прокладки таких конструкций требуется специальная разрешительная документация, грамотный проект и продуманный порядок действий. На каждом этапе возведения ЛО потребуется собрать широкий перечень бумаг, согласовать свои действия с контролирующими инстанциями. Важным моментом станет выбор организации, готовой составить технический план линейного объекта, ведь от профессионализма экспертов будет зависеть эффективность застройки территории и использования возведенных конструкций.

В каких случаях требуется разрешение?

https://www.youtube.com/watch?v=ytdev

У нас в стране могут сооружаться самые разные по назначению линейные объекты. Проекты подобных трасс, однако обязательно должны включать в себя:

    проектно-сметную документацию;

    чертежи на предполагаемый объем работ хотя бы первого года строительства.

Таким образом составляется проект для
очень

масштабных объектов. Если же сооружение предполагается построить в срок до 2 лет, чертежи должны быть предоставлены на весь объем работ.

В 2016 году разрешение на возведение (реконструкцию) стоит получать не только в отношении линейного объекта — перечень сооружений шире. Так, выдача разрешительного документа обязательна для объектов капстроительства, применения атомной энергии, космической инфраструктуры и прочих. Если речь идет о восстановлении объекта культурного наследия, но при этом вносятся серьезные изменения в конструкцию сооружения, то здесь также придется получить разрешающий документ. Порядок оформления в этом случае идентичен и производится с учетом действующего законодательства.

Что касается органов, которые занимаются выдачей таких документов, то в 2016 году их перечень не изменился. В частности, эти полномочия могут брать на себя федеральные органы, исполнительные структуры субъектов РФ, органы управления на местах.

Перед началом возведения (восстановления) сооружения строительная компания (застройщик) составляет заявление и передает его в уполномоченную структуру. Одновременно с этим заявитель собирает документы, которые требуются для получения разрешения. Само заявление может быть подано лично или через многофункциональный центр.

Как упоминалось выше, заявление на получение одобрения со стороны уполномоченных инстанций ничего не стоит без представления полного пакета документов. Сразу хочется отметить, что перечень необходимых бумаг можно уточнить в уполномоченной структуре, где будет выдаваться разрешение. Чаще всего требуются документы, подтверждающие право владения земельным наделом, на котором будет осуществляться строительство или реконструкция.

Также потребуется предъявление градостроительного плана и материалов из проекта, а именно схем и пояснительной записки. Разрешение невозможно получить без предъявления положительного заключения в отношении проекта (экспертизы) и без согласия на проведения строительства со стороны лиц, обладающих правами на земельный участок.

В ряде случаев могут потребоваться и другие документы, среди которых — свидетельство об аккредитации юрлица, разрешение общего собрания (для многоквартирного дома) и др.

Классификация линейных сооружений

Во избежание возврата документов и отказа в выдаче разрешения нужно заблаговременно уточнять перечень документов, которые требуются для получения одобрения соответствующих структур и последующей регистрации объекта.

Особенности составления

Планировка линейного объекта
должна, конечно же, производиться на основе соответствующих
геологических и топографических изысканий. Также предварительно следует изучить и проанализировать метеорологические,
гидрологические и социальные факторы района прокладки.

Основными задачами составления технорабочего проекта являются:

    определение связи и взаимодействия трассы с другими объектами общегосударственной сети;

    выбор основного технологического оборудования;

    выбор оптимального варианта прокладки трассы, ее промежуточных и конечных пунктов;

    решение вопросов подачи к месту строительства электроэнергии, воды и других необходимых ресурсов.

Проект планировки территории линейного объекта
обычно включает в себя:

    пояснительную записку;

    проект полосы отвода;

    конструктивные и технологические решения объекта;

    проект организации строительства;

    описание зданий, строений и сооружений, включенных в инфраструктуру объекта;

    описание предусмотренных мероприятий, обеспечивающих охрану окружающей среды;

    список мер по обеспечению пожарной безопасности;

    смету на строительство.

В некоторых случаях проект может включать в себя и другие документы, предусмотренные федеральным законодательством.

Территории линейных объектов: межевание

Располагаются такие трассы только на многоконтурных земельных участках. То есть на тех, которые не могут быть образованы путем объединения обычных. Для каждого линейного объекта составляется один межевой план без учета количества кадастровых кварталов. Для контуров при этом отводится часть земель общего пользования.

Классификация линейных сооружений

Составляется проект межевания линейного объекта обычно в несколько этапов. Вначале главам местных администраций тех участков, на которых будет проводиться трасса, отсылается письмо с просьбой о предоставлении разрешения на разработку проекта.
П

осле получения распоряжения
от властей

кадастровые инженеры
могут собственно приступать к такой процедуре, как
межевание

.

Линейные объекты
могут разграничиваться ка
к сотрудник

Предлагаем ознакомиться  Выход из Российского гражданства

ами

государственных органов, так и частных компаний.

Начать работу инженеры могут только при наличии у них следующих документов:

    проекта планировки участка;

    плана участка с изображением схем установки объектов газо-, водо-, тепло- и энергоснабжения;

    выписки из кадастра недвижимости;

    топосъемки участка.

На заключительном этапе проект утверждается органами власти.
Все сведения, собранные в процессе межевания,
при этом

вносятся в ГКН.

После этого можно приступать к заключению договоров на аренду земельных участков. Подписывать эти документы имеют право
как представители заказчика, так и юристы исполнителя.

https://www.youtube.com/watch?v=ytpress

Сегодня ведется много разговоров в отношении действующих с 2016 года правил, касающихся выдачи разрешения на строительство (реконструкцию) сооружений линейного назначения. В частности, ходят слухи о полной отмене разрешения. Но так ли это на самом деле? Какие изменения вступили в силу с начала 2016 года? Какие документы требуется предъявить для получения бумаги? Рассмотрим ключевые вопросы более подробно.

Если поднять ФЗ-190 и внимательно изучить статью 51, можно найти подробное описание термина «разрешение на строительство». Из него вытекает, что такое разрешение — специальный документ, который свидетельствует о соответствии существующего проекта (пояснительной записки и чертежей) требованиям еще двух проектных решений — в отношении межевания участка и его планирования.

Описанная выше норма, касающаяся линейных и капитальных объектов, была включена в Федеральный закон еще с середины 2011 года. При этом администрации регионов устраивал существующий порядок, и им достаточно было наличия градостроительного плана на надел земли под возведение сооружения.

Но в ГрК РФ существует еще один интересный пункт, который направлен на регулирование вопросов строительства (реконструкции) объектов линейного типа. Согласно одного из пунктов градостроительного кодекса, до конца 2016 года действует особое правило, касающееся наделов земли, предоставляемых для строительства (реконструкции) сооружений линейного типа. Так, с учетом этого положения осуществляется выдача ГПЗУ в порядке, который устанавливается ГрК РФ.

Иначе обстоит ситуация, если проект готовится на базе ГПЗУ. В этом случае для получения разрешения на строительство (реконструкцию) застройщик обязан обратиться в уполномоченную структуру (федеральный или местный орган РФ). Интересен тот факт, что в разработке и выдаче проекта планирования участка, где возводится (реконструируется) линейный объект, нет необходимости.

Классификация линейных сооружений

Из сказанного выше стоит сделать вывод, что с января 2016 года местный орган власти или другая уполномоченная для выдачи разрешения структура (для строительства или реконструкции объекта) должна запрашивать у подающей заявление стороны реквизиты проектного решения в отношении межевания участка и проекта планирования.

Опять же, заглянув в статью 46 ГрК РФ, можно найти особенности получения документов по планированию участка. Этой работой занимается орган исполнительной власти (на федеральном или местном уровне) или же другое лицо, которое привлечено к выполнению работ на основании договора между сторонами.

При этом соглашение должно заключаться на государственном или муниципальном уровне с четким соблюдением действующего законодательства РФ в отношении контрактной системы закупок.

Документы по планированию земельного надела для строительства (реконструкции) объекта могут готовиться как компаниями, так ИП за личный счет. Прямых требований законодательств в отношении личной разработки проектной документации своими силами в законодательстве нет. Это значит, что при отсутствии проекта межевания и планирования участка, где планируется возведение (реконструкцию) линейного сооружения, а также при отсутствии времени у застройщика (при выжидании выделения средств со стороны уполномоченных органов власти) строительная компания может провести работы по планированию и межеванию участка лично. Порядок организации таких мероприятий подразумевает следование действующему законодательству.

Как организуется порядок проверки претендента?

После поступления заявления со стороны застройщика уполномоченная структура имеет 10 суток на проведение основных работ. В частности, проводится проверка переданных документов на факт состава и соответствия требуемому перечню.

Кроме того, проверяется, насколько предоставленные документы соответствуют требованиям ГПЗУ. Если имеет место отклонение от установленных параметров, то документы могут быть возвращены для доработки. После этого требуется повторная подача бумаг для проверки.

Классификация линейных сооружений

Как только мероприятия по изучению переданных бумаг проведены, уполномоченная структура решает, выдавать разрешение или отказать в выдаче. В последнем случае у застройщика есть законное право направиться в судебную инстанцию и оспорить подобное решение.

Что дальше?

Как только застройщик получил одобрение со стороны уполномоченных структур, у него есть 10 суток на передачу в выдавшую документ организацию информации об этажности объекта, высоте, а также подводимых сетях инженерно-технического планирования. После этого производится регистрация объекта в соответствующих структурах.

Важно учесть, что разрешение выдается на весь период строительства объекта. Исключением являются случаи, касающиеся ИЖС. Здесь разрешающие документы выдаются на период до 10 лет. При этом у застройщика всегда есть право продлить имеющееся на руках разрешение. Для этого достаточно за два месяца обратиться в инстанцию, которая выдавала разрешение. При этом представители организации могут отказать в продлении, если за все время строительство объекта не было начато.

В процессе подачи и регистрации документов стоит учесть критерии уполномоченной инстанции, от соблюдения которых зависит вероятность получения одобрительного решения. При этом застройщику может быть отказано в следующих случаях:

  • Документы переданы не в полном объеме.
  • Имеют место грубые исправления или ошибки в предоставленных бумагах.
  • Передачу заявления производит лицо, которое не уполномочено на выполнение таких действий и так далее.

После выдачи разрешения может потребоваться внесение изменений в документ. Здесь возможен отказ в следующих случаях:

  • Размещение объекта не соответствует требованиям ГПЗУ.
  • Информация, прописанная в документах перехода права собственности, не правдива.
  • Отсутствует уведомление о переходе права на участок земли.

Так, в 2016 году закон получил незначительные изменения, касающиеся объектов линейного строительства. При этом основные моменты остались прежними. В любом случае, во избежание отказа от выдачи разрешения и для ускорения процедуры требуется заблаговременно подготовить документацию и четко следовать уже проверенному времени алгоритму.

Вопрос правового регулирования линейных объектов всегда был и является до сих пор одним из самых сложных в градостроительном и земельном законодательстве РФ. Отсутствие эффективного и универсального нормативно-правового регулирования и складывающейся на его основе единой унифицированной практики существенно затрудняют градостроительное, инвестиционное развитие территории и ее благоустройство.

Цели дискуссии
1. Выявление наиболее острых проблем, связанных с правовым регулированием линейных объектов.2. Соотношение действующего законодательного регулирования проблемы и решения ее на практике.3. Унификация сложившихся практических подходов к вопросу регулирования линейных объектов.4. Разработка на основе анализа законодательства и сложившейся практики общих подходов, основополагающих принципов регулирования линейных объектов.5. Подготовка предложений по совершенствованию действующего законодательства.

Классификация линейных сооружений

Участники дискуссии
– В.И. Попов (Управление архитектуры и градостроительства Калужской области, г. Калуга);- С.Н. Николаев (Комитет по градостроительству администрации г. Братска);- Д.Ю. Мыльников («Челябинскгражданпроект», г. Челябинск);- Е.В. Телешова (Департамент архитектуры, строительства и землепользования Администрации г. Хабаровска);- Д.В. Шинкевич (Институт территориального планирования «Град», г. Омск).

Дайте определение понятию «линейный объект» и укажите принадлежащие ему сущностные характеристики. Какие виды линейных объектов Вы можете выделить?

https://www.youtube.com/watch?v=https:tv.youtube.com

В.И. Попов:
Федеральный закон от 21 декабря 2004 г. № 172-ФЗ «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую» понимает под линейным объектом (далее – ЛО) дороги, линии электропередачи, линии связи, нефте-, газо- и иные трубопроводы, железнодорожные линии и другие подобные сооружения.

Предлагаем ознакомиться  Акт технического осмотра зданий и сооружений школы

Градостроительный кодекс РФ понимает под такими объектами (ст. 1) сети инженерно-технического обеспечения, линии электропередачи, линии связи, трубопроводы, автомобильные дороги, железнодорожные линии и др.

Оба определения оставляют место для иных ЛО – к ним можно причислить также и мосты, туннели, сооружения метро, фуникулеры и т. п.

Федеральный закон от 30 декабря 2009 г. № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» также дает следующие определения, которые можно использовать в нашем случае: «сеть инженерно-технического обеспечения – совокупность трубопроводов, коммуникаций и других сооружений, предназначенных для инженерно-технического обеспечения зданий и сооружений;

система инженерно-технического обеспечения – одна из систем здания или сооружения, предназначенная для выполнения функций водоснабжения, канализации, отопления, вентиляции, кондиционирования воздуха, газоснабжения, электроснабжения, связи, информатизации, диспетчеризации, мусороудаления, вертикального транспорта (лифты, эскалаторы) или функций обеспечения безопасности;

сооружение – результат строительства, представляющий собой объемную, плоскостную или линейную строительную систему, имеющую наземную, надземную и (или) подземную части, состоящую из несущих, а в отдельных случаях и ограждающих строительных конструкций и предназначенную для выполнения производственных процессов различного вида, хранения продукции, временного пребывания людей, перемещения людей и грузов».

Классификация линейных сооружений

Имеется также определение в Положении о составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию, утвержденное постановлением Правительства РФ от 16 февраля 2008 г. № 87: «…линейные объекты – трубопроводы, автомобильные и железные дороги, линии электропередачи и др.».

Но как видно из этих определений, фактически определениями они не являются – в них имеет место перечисление ЛО. Необходимо сформулировать определение ЛО, как правильно сказано в формулировке вопроса дискуссии, нужно выделить сущностные характеристики ЛО.

Первая характеристика заключена в самом термине «линейные», т. е. длина (протяженность) объекта намного превышает его ширину.

Вторая характеристика – ЛО является сооружением.

Третья и самая особенная характеристика – ЛО свойственна связь с землей, с земельными участками (далее – ЗУ). Именно эта сущность определяет необходимость классификации ЛО в зависимости от связи с землей.

Четвертая особенность – в их состав могут входить площадные объекты, технологически связанные с ЛО.

В зависимости от связи с землей можно выделить надземные (воздушные), наземные (поверхностные) и подземные виды ЛО.

А если подразделять виды в зависимости от назначения ЛО, то можно выделить следующие виды: транспортные коммуникации (железные дороги, автомобильные дороги, троллейбусные линии); электрические сети; канализационные и ливневые коллекторы; линии связи; водоводы и водопроводы; газопроводы; нефтепроводы; водоводы; коллекторы; каналы, мелиоративные канавы.

Последняя классификация очень условная, и ее можно видоизменять и дополнять. Например, газо-, нефтепроводы и другие относятся к трубопроводам. Причем, они также относятся к трубопроводному транспорту. Здесь можно продумать классификацию в зависимости от конструкции ЛО: трубопроводы, сети и т. д. Главное, не забыть цель классификации, а наша цель – упорядочить градостроительное регулирование ЛО, т. е. как их строение, ввод в эксплуатацию, постановка на технический учет и пр.

С.Н. Николаев:
А являются ли ЛО объектами капитального строительства (далее – ОКС)? Нужно ли подходить к линейным объектам так же, как, например, к зданиям. (Сразу оговорюсь, что автодороги, улицы, железные дороги и другие подобные сооружения я к ЛО не отношу, поскольку в масштабах города это в полном смысле площадные объекты). Решение данного вопроса решило бы большинство вопросов дискуссии.

Итак, по моему мнению, линейные сооружения не являются объектами капитального строительства. Для наглядности составим небольшую таблицу различий ОКС и ЛО.

Более того, Градостроительный кодекс РФ (далее – ГрадК РФ) четко определил понятие ОКС: «здание, строение, сооружение». Хорошо, что внутриквартальные проезды и тротуары пока не относят к линейным объектам, хотя по логике определения ЛО никаких проблем нет – любой тротуар является ЛО.

https://www.youtube.com/watch?v=https:accounts.google.comServiceLogin

Подводя итог, главный признак ЛО как объекта капитального строительства – наличие выделенного в собственность (аренду, пользование) ЗУ с разрешенным видом использования для такого ЛО на все время существования такого участка. И собственник такого ЛО должен платить земельный налог.

Д.Ю. Мыльников:
Для начала стоит сказать, что можно выделить не только виды ЛО, но и три основных класса ЛО – подземные, наземные и надземные. Соответственно, для каждого из этих классов будут разные требования, а также разные ограничения, которые они накладывают на возможность или невозможность использовать ЗУ для тех или иных целей.

При этом в зависимости от ситуации и инженерного решения тот же трубопровод может в разных местах быть подземным, наземным и надземным. То же самое может касаться автомобильных дорог, например, когда она проходит в туннеле или по эстакаде. Мы можем использовать пространство под эстакадой для организации тех же стоянок или размещения каких-то коммунально-бытовых объектов, таких как склады, технические или служебные помещения.

Если перечислять виды ЛО, то мы получим: объекты транспортной инфраструктуры; сети инженерного обеспечения жилых и общественных задний на территории населенных пунктов; специализированные и магистральные инженерные сети, в основном вне населенных пунктов.

В качестве первой особенности ЛО следует отметить, что некоторые из видов объектов могут совмещаться. Например, воздушные линии электропередачи с линиями освещения и сетями связи, причем монтироваться они могут в разное время.

Второй особенностью является то, что ЛО могут пересекаться или идти по одной трассе на разных уровнях, то есть использовать общую территорию, что почти не встречается у зданий и сооружений, где каждое из них занимает свой отдельный участок.

Третьей особенностью является то, что сегодняшние технологии позволяют вести прокладку и обслуживание некоторых ЛО закрытым способом, в том числе под уже существующими капитальными зданиями и сооружениями.

Терминология и законодательство

Что это такое линейный объект? В российском законодательстве этот вопрос остается открытым. Из-за этого возникают проблемы при регулировании отношений как градостроительных, так и земельно-имущественных. Хотя есть немало законов, где оговариваются такие сооружения, сложность заключается в том, что нет единого документа, который бы сводил все сведения о них к одному общему знаменателю. А положения, посвященные данным конструкциям, есть в Градостроительном, Земельном, Лесном и Водном кодексах.

Если говорить простыми словами, то линейный объект – это широкое определение, в которое включают самые разные сооружения. Например, под таким названием на плане может быть обозначена линия электропередачи, инженерные и технические сети. В данную категорию относят фуникулеры и туннели, мосты, автомобильные и железные дороги.

Классификация линейных сооруженийhttps://www.youtube.com/watch?v=ytadvertise

Основной принцип, по которому принято устанавливать, считается объект линейным или нет, – это соотношение между его длиной и шириной. Если первый показатель значительно больше второго, можно говорить об этой категории. Такие постройки проектируют по тому же принципу, что и любые иные капитальные строения. Однако есть своя специфика, и зависит она от типа сооружения. Принято выделять следующие виды объектов по критерию связи с землей:

  • воздушные;
  • наземные;
  • подземные.