Когда можно расторгнуть госконтракт

Заказчик и поставщик имеют одинаковые права на расторжение госконтракта. Для этого нужно, чтобы одновременно наступили два условия:

  1. В тексте контракта содержались положения об одностороннем отказе от его исполнения.
  2. Наступили основания, предусмотренные гражданским законодательством для отказа от исполнения отдельных видов обязательств.

У заказчика существует обязанность расторгнуть госконтракт, если он выяснил, что исполнитель либо его товар не отвечает требованиям закупочной документации. Кроме того, такая обязанность у заказчика возникает, если расторгнут специальный инвестиционный или государственный контракт по регулируемым ценам, в соответствии с которым производство товара создано, модернизировано или освоено на территории РФ.

Может ли исполнитель не подписывать контракт

Заказчик вправе не подписывать контракт по 44-ФЗ на следующих основаниях:

  1. Если победитель торгов не обеспечил в обозначенные сроки исполнение контракта. В такой ситуации отказ от подписания договора является не только правом, но и обязанностью заказчика. Также отказаться подписывать контракт покупатель может, если поставщик предоставил гарантию банка, не соответствующую требованиям Федерального закона 44-ФЗ (к примеру, банка, выдавшего ее, нет в реестре организаций, которые могут давать гарантии для реализации госконтрактов).
  2. Если уже после окончания аукциона заказчиком было выявлено несоответствие победившего исполнителя требованиям закупки (единым или дополнительным). Это довольно распространенная ситуация, так как заявки на участие в тендере принимаются при условии декларирования компанией соответствия обозначенным требованиям и не всегда досконально проверяются из-за нехватки времени.
  3. При закупке лекарственных препаратов заказчик может отказаться подписывать контракт по 44-ФЗ еще в следующем случае: при отсутствии регистрации предельной стоимости лекарств в специальном реестре или превышении цены, предложенной победителем аукциона, той стоимости, что закреплена в реестре, и нежелании ее снижать.

Этот список оснований, по которым заказчик может отказаться подписывать контракт 44-ФЗ, является исчерпывающим.

Подача сведений в РНП закупщиком необходима, только если в заключении договора было отказано на первом основании. В остальных случаях организатор закупки просто не подписывает контракт. Затем в течение 5 дней после публикации протокола он должен вернуть поставщику обеспечение заявки.

Одна из главных причин, по которым не подписывают госконтракты, – недостоверность сведений в заявке участника. Подобные аферы вскрываются, только когда аукцион уже состоялся, перед заключением договора.

Если заказчик отказывается подписывать контракт 44-ФЗ на объективных основаниях, то порядок его действий должен соответствовать установленному в 44-ФЗ, кроме случая, когда исполнитель не предоставил обеспечение контракта. Такая ситуация расценивается как его уклонение. В остальных случаях алгоритм действий должен быть следующим.

Какие последствия при отказе в контракте по торгам

Когда обнаруживаются причины, которые препятствуют заключению договора, первым шагом должно стать размещение организатором закупки в ЕИС на сайте протокола об отказе подписывать контракт. Опубликовать его нужно в течение одного рабочего дня, указав дату и время составления, реквизиты поставщика и причину, по которой заказчик отказывается заключать соглашение. При отсутствии оснований отказ является незаконным и может быть оспорен.

К протоколу можно приложить документы, являющиеся подтверждением оснований для отказа.

Следующий шаг – отправка одного экземпляра протокола выигравшему участнику для ознакомления. Ее нужно осуществить в течение 2 рабочих дней после подписания документа.

После составления протокола, его размещения и направления победителю организатор закупки должен вернуть победителю обеспечение заявки в течение 5 рабочих дней.

Как действовать участнику, выигравшему тендер, если организатор отказывается подписывать контракт по 44-ФЗ или уклоняется от подписания? Возможна подача официальной жалобы в ФАС, региональный орган контроля за закупками или в прокуратуру. Перечисленные ведомства имеют право на получение любых сведений о проводимых аукционах, в том числе напрямую с электронной площадки.

Санкции за просрочку в заключении договора предусмотрены ч. 3 ст. 7.32 Кодекса РФ об административных правонарушениях. Так, установлены следующие правила:

  • ответственность возлагается на конкретное должностное лицо, которое отвечает за подписание соглашения с поставщиком (к юридическим лицам или членам закупочной комиссии санкции за такие правонарушения не применяются);
  • дела по ч. 3 ст. 7.32 Кодекса РФ об административных правонарушениях уполномочены рассматривать органы исполнительной власти субъекта РФ, контролирующие проведение госзакупок;
  • должностному лицу, допустившему просрочку в подписании контракта, может быть назначен штраф в фиксированном размере 50 000 руб.

https://www.youtube.com/watch?v=upload

Независимо от того, каков срок нарушения, сумма штрафа не может быть изменена.

Даже если выигравший торги участник сам не пожаловался в УФАС или прокуратуру, возможно самостоятельное возбуждение дела этими ведомствами на основании результатов мониторинга Единой информационной системы и плановых проверок заказчиков.

Предлагаем ознакомиться  Можно ли отозвать отказ от наследства в 2020 году: сроки и ограничения процедуры

Наказание по ч. 3 ст. 7.32 Кодекса РФ об административных правонарушениях может быть не назначено, только если победитель торгов сам не подписал договор либо если он не предоставил требуемое обеспечение контракта.

В ряде случаев выигравшая торги компания может отказаться подписывать контракт по 44-ФЗ, а именно:

  • если в ходе заключения соглашения она обнаружила в конкурсных документах условия, выполнение которых ей не под силу, или она считает их неприемлемыми для себя;
  • если резко и вопреки всем прогнозам выросли цены вследствие колебаний валюты или изменения ситуации в экономике, и контракт стал нерентабельным;
  • если поставщик подал несколько заявок на участие в разных торгах и выиграл несколько из них;
  • если возникли проблемы с производственным оборудованием, и требуемый объем продукции не может быть произведен в срок.

Перечисленные ситуации могут побудить исполнителя отказаться подписывать контракт по 44-ФЗ, однако они не являются законными основаниями для такого отказа.

Какие последствия при отказе в контракте по торгам

Участник вполне может не подписывать договор, однако в таком случае он попадет в реестр недобросовестных поставщиков.

Считается, что продавец уклоняется от подписания госконтракта, если он в обозначенный срок:

  • не направил организатору закупки подписанный проект контракта;
  • не предоставил весь пакет бумаг по закупке;
  • не предоставил обеспечение заказа.

Надо сказать, что, если второй исполнитель тоже отказывается подписывать договор, его также признают уклонистом и заносят в реестр недобросовестных поставщиков. Подобная ситуация возможна в случае неподписания контракта победителем или его расторжения.

Отказаться подписывать контракт 44-ФЗ для поставщика не всегда означает нажить неприятности. Так, если основанием для отказа явились судебные разбирательства или обстоятельства непреодолимой силы, то он правомерен.

Чтобы отказаться от заключения договора, не требуется никаких активных действий: бездействие расценивается как уклонение от подписания. Это ситуации, когда исполнитель не перечисляет обеспечение или не подписывает контракт в установленный срок.

Чтобы отказ от госконтракта не повлек за собой негативные последствия, можно по договоренности с заказчиком подписать его, а затем расторгнуть. Либо пойти другим путем: отправить организатору закупки протокол разногласий. Это позволит продлить срок заключения договора на время, которое потребуется заказчику, чтобы подготовить ответ.

Если у исполнителя возникли обстоятельства непреодолимой силы, то на уведомление об этом заказчика ему отводится 1 день. Он должен составить письменный документ в произвольной форме и передать его лично либо направить почтой.

Чтобы не попасть в реестр недобросовестных поставщиков, исполнителю необходимо предоставить доказательства того, что заключения договора не произошло не по его вине. Просить организатора закупки, чтобы он не передавал сведения в реестр, не стоит: закон обязывает его делать это, если имеются основания.

Какие последствия при отказе в контракте по торгам

В РНП информацию заносит ФАС, основываясь на данных, полученных от закупщика. Если компания попала в этот реестр, то она больше не вправе участвовать в государственных закупках.

Сведения числятся в реестре в течение 2 лет. Возможно оспаривание поставщиками факта их попадания в него путем направления жалобы в ФАС или иска в суд.

Таким образом, заказчик может не подписывать контракт в случаях, оговоренных в Федеральном законе 44-ФЗ. Для отказа должен быть мотив и основания, также необходимо письменно уведомлять поставщика о принятом решении. Поставщик в свою очередь вправе обжаловать действия организатора закупки в ФАС или в суде.

Основания для отказа

https://www.youtube.com/watch?v=ytcopyright

Закон № 44-ФЗ ссылается на гражданское законодательство, но не указывает, какие именно нормы Гражданского кодекса являются основанием для одностороннего отказа от исполнения госконтракта. В связи с этим Минэкономразвития и Антимонопольная служба рекомендуют заказчикам включить в госконтракты несколько таких оснований (письмо Минэкономразвития РФ № 324-ЕЕ/Д28И, ФАС РФ № АЦ/9777/16 от 18.02.2016).

Перечень из письма не является закрытым — контролирующие органы лишь привели наиболее распространенные из них. Их наличие или отсутствие в тексте контракта никак не повлияет на возможность его расторжения. Эти основания рекомендуется включить в документ лишь для удобства сторон, чтобы они имели представление о возможных причинах для одностороннего расторжения госконтракта.

Если проштудировать Гражданский кодекс, то в нем можно найти множество оснований для расторжения договоров разных типов в одностороннем порядке. Далее рассмотрим наиболее распространенные из них.

Для расторжения договора купли-продажи существуют следующие основания:

  1. Продавец отказывается передать покупателю товар или его принадлежности (пункт 1 статьи 463 и абзац 2 статьи 464 ГК РФ).
  2. Товар содержит неустранимые недостатки либо недостатки, которые нельзя устранить без больших затрат (финансовых или временных), либо недостатки, выявленные неоднократно, в том числе после их устранения, а также иные недостатки подобного рода. Наличие таких недостатков является существенным нарушением поставщиком требований к качеству товара (пункт 2 статьи 475 ГК РФ).
  3. Продавец отказывается в разумный срок доукомплектовать поставленный товар (пункт 1 статьи 480 ГК РФ).
Предлагаем ознакомиться  Судебная практика по алиментам в твердой денежной сумме с примерами

Какие последствия при отказе в контракте по торгам

Договор поставки можно расторгнуть в одностороннем в порядке на основании статьи 523 Гражданского кодекса. Это следующие случаи:

  • поставщик поставил товар с недостатками, которые не могут быть устранены в приемлемый срок;
  • поставщик неоднократно нарушил сроки поставки;
  • заказчик неоднократно нарушил сроки оплаты;
  • заказчик неоднократно допустил невыборку товара.

Что касается договора возмездного оказания услуг, то в соответствии со статьей 782 ГК РФ, любая из сторон имеет право отказаться от исполнения своих обязательств. Но есть условие — издержки второй стороны должны быть возмещены. Заказчик может расторгнуть договор по своей инициативе, если оплатит фактически понесенные исполнителем расходы, а исполнитель — если возместит убытки заказчика.

Рекордсменом по количеству оснований для одностороннего расторжения является договор подряда. У заказчика они таковы:

  • если подрядчик своевременно не приступил к исполнению своих обязательств по договору либо скорость его работы говорит о том, что закончить в установленный срок он явно не успеет (пункт 5 статьи 709 ГК РФ);
  • если подрядчик в назначенный срок не устранит недостатки, которые свидетельствуют о том, что работа будет выполнена ненадлежащим образом (пункт 2 статьи 715 ГК РФ);
  • если подрядчик отступил от условий договора или допустил при исполнении работы недостатки и не устранил их в разумный срок или же эти недостатки являются существенными и неустранимыми (пункт 3 статьи 723 ГК РФ);
  • если заказчик просто решил расторгнуть договор подряда до тех пор, пока ему не сданы результаты работы (статья 717 ГК РФ). При этом он должен уплатить подрядчику стоимость выполненной работы и возместить убытки, которые повлечет расторжение договора, в пределе разницы между ценой контракта и суммой, выплаченной за исполненную работу.

У подрядчика тоже есть основания расторгнуть договор подряда в одностороннем порядке:

  • если заказчик не согласен повысить цену контракта из-за необходимости дополнительных работ (пункт 5 статьи 709 ГК РФ);
  • если заказчик отказывается увеличить цену из-за того, что возросла стоимость материалов, оборудования либо услуг субподрядчиков и это нельзя было предвидеть при заключении договора (пункт 6 статьи 709 ГК РФ).

Процедура расторжения контракта в одностороннем порядке

В целом процесс одностороннего отказа от исполнения госконтракта одинаков и для заказчика, и для поставщика. Разница лишь в последствиях — если заказчик разрывает контракт по вине поставщика, то информация о последнем будет направлена в РНП. На практике большинство односторонних расторжений инициируется заказчиками.

На первом этапе принимается решение об отказе от госконтракта. У заказчика такому решению может предшествовать экспертиза предмета закупки. При этом в заключение эксперта должно быть указано, что имеет место нарушение условий контракта, из-за которых он может либо должен быть расторгнут.

Какие последствия при отказе в контракте по торгам

Принятое решение следует в течение трех рабочих дней разместить в ЕИС и направить второй стороне любым способом, который позволяет зафиксировать факт его вручения — заказным письмом, по электронной почте, по факсу и так далее. Тот день, когда отправитель решения будет уведомлен о том, что вторая страна его получила (или отсутствует по указанному адресу), будет считаться датой надлежащего уведомления.

https://www.youtube.com/watch?v=https:accounts.google.comServiceLogin

По прошествии 10 дней после наступления даты уведомления контракт считается расторгнутым. Если расторжение контракта инициировал заказчик, то информация о поставщике передается в РНП. Но еще до истечения этого срока исполнитель может постараться устранить указанные недостатки. Если он это сделает, а также возместит заказчику затраты на экспертизу, то последний будет вынужден свое решение отменить. Но лишь при условии, что это нарушение не было повторным.

●    вследствие отказа одной из сторон от его исполнения;

●    по решению суда;

●    по соглашению сторон.

Федеральным законом №44-ФЗ предусмотрены только последствия расторжения контракта вследствие отказа одной из сторон от его исполнения.

В соответствии с №44-ФЗ, односторонний отказ допускается по основаниям, предусмотренным гражданским законодательством. В частности, любая из сторон может отказаться от исполнения контракта, если заказчик устанавливает соответствующее условие в контракте. Отметим, что включение в контракт условий о возможности одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта одновременно означает возникновение у поставщика (подрядчика, исполнителя) права на аналогичный отказ.

Предлагаем ознакомиться  В какие сроки производится расчет при увольнении: по собственному желанию, на испытательном сроке

В случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта заказчик вправе осуществить закупку путем проведения запроса предложений. Процедура осуществления запроса предложений напоминает проведение открытых конкурсов. Для выявления лучшего предложения используют совокупность критериев оценки, а не только цену контракта, как при запросе котировок и электронном аукционе.

При этом Заказчик обязан направить приглашение к участию в запросе предложений только тем лицам, которые являлись участниками закупок и в отношении заявок, которые не были отклонены при осуществлении данных закупок.

Проведение запроса предложений не всегда целесообразно. Пример — одностороннее расторжение контракта, который частично исполнен победителем. Если данный контракт был заключен с участником закупки, который в ходе торгов снизил цену, т.е. демпинговал, то данный момент надо учесть. При проведении запроса предложений цена контракта останется той же, за минусом исполненной части.

В случае расторжения контракта в связи с односторонним отказом поставщика от исполнения контракта согласно ч.24 ст.95 Закона №44-ФЗ заказчик осуществляет закупку товара, работы, услуги, поставка, выполнение и оказание которых являлись предметом расторгнутого контракта, в соответствии с положениями этого закона, заказчику необходимо будет осуществить новую закупку.

Последний подход вполне логично применять и в других случаях расторжения контракта — по решению суда или по соглашению сторон, поскольку такое развитие событий само по себе следует из общих основ Закона №44-ФЗ и простой логики (см. схема №2).

Важно!

Расторжение контракта в одностороннем порядке (со стороны Заказчика) ведет за собой процедуру запроса предложений. Причем участвовать смогут только те лица, которые являлись участниками закупок.

Расторжение контракта в одностороннем порядке (со стороны исполнителя), по реше­нию суда или по соглашению сторон влечет публикацию новой закупки.

Итого: В случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта, заказчик вправе осуществить закупку путем проведения запроса предложений, участвовать в котором могут только те поставщики, которые являлись участниками процедуры. А в случае расторжения контракта вследствие одностороннего отказа победителя от его исполнения, а также по решению суда или по соглашению сторон, заказчику необходимо будет осуществить новую закупку.

Поэтому, если по результатам закупочной процедуры ваша компания заняла второе место, есть шансы заключить контракт с заказчиком, если исполнение контракта победителем его не устраивает, вследствие чего он собирается расторгнуть контракт.

Как упорядочить процесс и снизить ресурсные затраты с помощью автоматизации и с учетом соблюдения действующего законодательства будем разбирать на онлайн-семинаре 23 сентября «Управление закупками. Миф или реальность?». Регистрируйтесь.

Практика ФАС и судов

Какие последствия при отказе в контракте по торгам

Самым беспроблемным вариантом с точки зрения контролирующих органов является расторжение контракта из-за нарушения срока исполнения обязательств. Если исполнитель опоздал с поставкой партии товара, заказчику целесообразно это задокументировать — в адрес поставщика направляется соответствующая претензия.

Расторгая контракт, заказчик должен быть уверен, что его вины в неисполнении либо ненадлежащем исполнении поставщиком обязательств нет. Ведь иначе решение об одностороннем расторжении будет признано недействительным, как в определении Верховного Суда РФ от 15.03.2017 № 301-ЭС17-1010.

По условиям контракта исполнитель должен был разработать проектную документацию по ремонту дороги в установленный срок. По окончании этого срока исполнитель получил от заказчика решение о расторжении госконтракта, поскольку работу не закончил. Как выяснилось в ходе разбирательства, причиной тому были действия самого заказчика — несмотря на требование исполнителя предоставить необходимые для работы данные, заказчик этого своевременно не сделал.

Немало вопросов возникает и относительно самой процедуры расторжения госконтракта. Заказчики иногда не выдерживают сроки, и зачастую это выходит им «боком» — в судебной практике есть подобные примеры.

https://www.youtube.com/watch?v=ytadvertise

В одном из них заказчик принял решение расторгнуть контракт, разместил информацию в ЕИС и направил сведения о поставщике в РНП, не выждав положенные 10 дней. Антимонопольная служба и суд поддержали поставщика и пришли к выводу, что заказчик нарушил порядок вступления решения об одностороннем отказе в силу (определение Верховного Суда РФ от 02.12.2016 № 305-КГ16-15701, от 12.09.2016 № 308-КГ16-11459).

https://www.youtube.com/watch?v=ytdev

Итак, гражданское законодательство предусматривает разные причины для отказа от госконтракта в одностороннем порядке. Однако специалисты рекомендуют прибегать к этому при наличии «железных» оснований, а также досконально исполнять процедуру расторжения, иначе у суда будут основания признать его недействительным.