Понятие бесхозяйных вещей, их правовой режим

Ст. 225 Кодекса устанавливает крайне значимые нормативные понятия касательно правового положения вещей, не имеющих законного владельца.

Нормы данной статьи позволяют выделить причины, при которых бесхозяйная недвижимая вещь будет присвоена законно, а также определяют порядок возникновения имущественных прав на такие вещи.

https://www.youtube.com/watch?v=ytaboutru

Установленная понятиями статьи возможность осуществления присвоения материальных ценностей, не имеющих собственника, позволяет реализовать:

  • их вовлечение в гражданский оборот;
  • возложение бремени по должному содержанию материальной ценности на носителя имущественных прав;
  • обеспечить ответственность такого лица за весь ущерб, причиненный вследствие безответственного несения бремени.

Нормы о переходе бесхозяйной недвижимости к публичному собственнику

Ч. 1 ст. 225 Кодекса устанавливает три случая, при которых осуществляется признание движимой вещи бесхозяйной:

  • для которой владелец не определен;
  • которая вообще не имеет собственника;
  • от которой отказался владелец.

По последнему случаю следует отметить, что, согласно ст. 236 Кодекса, лицо, отказавшееся от прав на собственность, продолжает нести бремя по должному содержанию имущества до тех пор, пока в установленном порядке не будет вынесено решение об определении нового собственника.

Стоит отметить, что ведение ЕГРП позволяет практически исключить вероятность существования объектов недвижимости с неустановленным или отсутствующим собственником. В основном, такие объекты существуют, если права на них возникли еще до реализации проекта Единого Госреестра и не были зарегистрированы в действующем порядке.

Недвижимость, которая была в собственности у умерших граждан, не считается бесхозяйной. В случаях, установленных ч. 1 ст. 1151 ГК РФ, имущество считают выморочным. Его переход осуществляется в соответствующую собственность муниципального района или РФ согласно нормам ст. 1151 Кодекса.

Ч. 3 ст. 225 Кодекса устанавливает понятие, что имущество, для которого собственник не определен или неизвестен, может быть передано в собственность публично-правовому образованию.

Право на бесхозяйные вещи возникает:

  • у муниципальных образований;
  • у населенных пунктов федерального уровня.

Ч. 3 и ч. 4 ст. 225 Кодекса содержат идентичные понятия о правилах перехода прав собственности к вышеуказанным публично-правовым образованиям. Различие заключается лишь в субъектах, для которых определяется приобретение.

Порядок принятия на учет бесхозяйных недвижимых вещей и признания прав на них в обоих случаях выглядит так:

  • орган местной администрации или госорган обращаются в регистрирующий орган, подавая заявление о признании движимой вещи бесхозяйной;
  • по прошествии года уполномоченная структура муниципального образования или населенного пункта федерального уровня подает иск в суд о признании имущественных прав;
  • суд выносит решение по представленному иску о признании права за соответствующим публично-правовым объединением;
  • после решения суда по иску производится госрегистрация имущественных прав.

Судебная практика по статье 225 ГК РФ

Определение Верховного Суда РФ от 31.10.2018 N 301-КГ18-15936 по делу N А43-36216/2017

Предлагаем ознакомиться  Вещи входящие в состав наследства

Удовлетворяя заявленное требование, суды, оценив представленные в материалы дела доказательства, руководствуясь положениями статей 9.21, 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, статей 209, 213, 218, 225 Гражданского кодекса Российской Федерации, Правилами подключения (технологического присоединения) объектов капитального строительства к сетям газораспределения, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 30.12.2013 N 1314, разъяснениями, изложенными в постановлении Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 “О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях”, принимая во внимание обстоятельства, установленные вступившим в законную силу решением Советского районного суда города Нижнего Новгорода от 21.08.2017 в рамках дела N 2-3246/2017, пришли к выводу о том, что оспоренное решение не соответствует действующему законодательству и нарушает права и законные интересы общества, в действиях которого отсутствует событие административного правонарушения.

Определение Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда РФ от 20.11.2018 N 5-КГ18-227

В предшествующем определении суда кассационной инстанции давалось также указание о толковании положений пункта 4 статьи 225 Гражданского кодекса Российской Федерации, в силу которых в городах федерального значения Москве, Санкт-Петербурге и Севастополе уполномоченные государственные органы этих городов обязаны принимать меры по постановке на учет бесхозяйных недвижимых вещей.

Определение Верховного Суда РФ от 12.04.2019 N 301-ЭС19-3415 по делу N А39-7048/2016

Признавая иск подлежащим удовлетворению, суды руководствовались статьями 210, 215, 225, 307, 544, 548 Гражданского кодекса Российской Федерации; Федеральным законом от 27.07.2010 N 190-ФЗ “О теплоснабжении”, Правилами организации теплоснабжения в Российской Федерации, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 08.08.2012 N 808, Правилами регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 22.10.2012 N 1075 “О ценообразовании в сфере теплоснабжения”, Порядком определения нормативов технологических потерь при передаче тепловой энергии, теплоносителя, утвержденным приказом Министерства энергетики Российской Федерации от 30.12.2008 N 325 “Об утверждении порядка определения нормативов технологических потерь при передаче тепловой энергии, теплоносителя”, и исходили из того, что администрация, как собственник тепловых сетей, обязана нести бремя содержания этого имущества.

Определение Верховного Суда РФ от 22.04.2019 N 309-ЭС19-4331 по делу N А34-15273/2017

Исследовав и оценив имеющиеся в материалах дела доказательства по правилам, предусмотренным статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суды установили, что на момент рассмотрения спора в суде эстакада на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию прав на недвижимое имущество, не принята, бесхозяйной вещью не признана, общество к администрации с просьбой о постановке эстакады как бесхозяйной недвижимой вещи на учет не обращалось, в связи с чем судами сделан вывод о том, что порядок, необходимый для разрешения вопроса о принятии эстакады в муниципальную собственность в качестве бесхозяйного имущества, не соблюден (статья 225 Гражданского кодекса Российской Федерации).

Определение Верховного Суда РФ от 14.10.2019 N 308-ЭС19-17055 по делу N А32-35927/2018

Оценив в порядке статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации представленные доказательства, руководствуясь статьями 8, 225, 309, 310, 539, 544, 548 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьей 2, пунктами 1, 5, 6 статьи 7 Федерального закона от 17.12.2011 N 416 “О водоснабжении и водоотведении”, установив, что границей балансовой принадлежности сторон является точка подключения водопровода и фекальной канализации в соответствии с выданными техническими условиями, учитывая отсутствие доказательств согласования с обществом иной границы эксплуатационной ответственности сторон, недоказанность некачественного оказания обществом услуг, суды пришли к выводу о фактически сложившихся между сторонами отношений по водоснабжению и водоотведению. В отсутствие доказательств оплаты товариществом задолженности суды удовлетворили заявленные требования.

Предлагаем ознакомиться  Закон Об Актах Гражданского Состояния N 143-ФЗ

Определение Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда РФ от 17.09.2019 N 78-КГ19-29

Как указано в абзаце первом пункта 16 постановления N 10/22, по смыслу статей 225 и 234 Гражданского кодекса Российской Федерации, право собственности в силу приобретательной давности может быть приобретено на имущество, принадлежащее на праве собственности другому лицу, а также на бесхозяйное имущество.

Определение Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации от 22.10.2019 N 4-КГ19-55, 2-598/2018

Как указано в абзаце первом пункта 16 приведенного выше постановления, по смыслу статей 225 и 234 Гражданского кодекса Российской Федерации, право собственности в силу приобретательной давности может быть приобретено на имущество, принадлежащее на праве собственности другому лицу, а также на бесхозяйное имущество.

Определение Верховного Суда РФ от 07.11.2019 N 303-ЭС19-20000 по делу N А73-18809/2018

Суды первой и апелляционной инстанций, исследовав и оценив по правилам статьи 71 АПК РФ представленные в материалы дела доказательства, руководствуясь статьями 198, 200, 201 АПК РФ, статьей 225 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ), статьями 16, 17 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ “Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации”, статьями 2, 6, 15 Федерального закона от 27.07.2010 N 190-ФЗ “О теплоснабжении” (далее – Закон N 190-ФЗ), Порядком принятия на учет бесхозяйных недвижимых вещей, утвержденным приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 10.12.2015 N 931 (далее – Порядок), установив, что право собственности на спорное сооружение – тепловая сеть, расположенное на территории города Хабаровска, в установленном порядке ни за кем не зарегистрировано, в реестрах публичной собственности данное сооружение не значится, сведения о правопритязаниях на сооружение отсутствуют, следовательно, данное сооружение имеет признаки бесхозяйного имущества, пришли к выводу о наличии оснований для признания незаконным бездействия Администрации по непринятию должных мер, предусмотренных пунктом 3 статьи 225 ГК РФ, пунктом 5 Порядка и частью 6 статьи 15 Закона N 190-ФЗ, и для обязания Администрации совершить действия по постановке на учет спорного сооружения в качестве бесхозяйного имущества.

Определение Верховного Суда РФ от 12.11.2019 N 301-ЭС19-22390 по делу N А29-2930/2018

Отменяя решение суда первой инстанции, суд апелляционной инстанции руководствовался статьями 198, 200, 201 Арбитражного кодекса, статьями 225, 290 Гражданского кодекса Российской Федерации, положениями Федерального закона от 07.12.2011 N 416-ФЗ “О водоснабжении и водоотведении”, Правилами содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491 (далее – Правила N 491), приказом Минэкономразвития России от 10.12.2015 N 931 “Об установлении Порядка принятия на учет бесхозяйных недвижимых вещей” и исходил из следующего.

Предлагаем ознакомиться  Таблица отличий ООО, ОАО, ПАО и ЗАО

Определение Верховного Суда РФ от 13.11.2019 N 310-ЭС19-20326 по делу N А68-1735/2018

Удовлетворяя иск, суды первой и апелляционной инстанции, оценив представленные по делу доказательства по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и руководствуясь статьями 10, 225, 539, 544 Гражданского кодекса Российской Федерации, Федеральным законом от 26.03.2003 N 35-ФЗ “Об электроэнергетике”, Федеральным законом от 06.10.2003 N 131-ФЗ “Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации”, Основными положениями функционирования розничных рынков электрической энергии, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 04.05.2012 N 442, исходили из отсутствия оснований для освобождения ответчика от оплаты бездоговорного потребления электроэнергии для работы оборудования в эксплуатируемой им водопроводной насосной станции, а потому пришли к выводу о правомерности исковых требований, с чем впоследствии согласился суд округа..

Определение Верховного Суда РФ от 24.12.2019 N 306-ЭС19-23285 по делу N А57-24734/2018

Оценив представленные в материалы дела доказательства по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд, руководствуясь положениями статьи 225 Гражданского кодекса Российской Федерации, Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ “О государственной регистрации недвижимости”, Порядком принятия на учет бесхозяйных недвижимых вещей, утвержденного Приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 10.12.2015 N 931 (далее – Порядок), подпунктом 4 пункта 1 статьи 14, статьей 15, пунктом 1 части 1 и пунктом 1 части 2 статьи 50 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ “Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации”, статьями 198, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, отказал в удовлетворении заявленных требований, исходя из следующего.

Правила по присвоению бесхозяйных движимых и недвижимых материальных ценностей

Приобретение права собственности может быть осуществлено, в общем случае, по приобретательской давности (ст. 234). Так, если лицо не является собственником, но добросовестно и непрерывно владеет имуществом как личным, действуют следующие сроки для признания имущественного права:

  • на недвижимость – 15 лет;
  • на иные виды имущества – 5 лет.

Частные случаи приобретения имущественных прав на бесхозяйные вещи наступают в силу обстоятельств и понятий закона:

  • при отказе собственника от прав на вещь (ст. 226);
  • при обнаружении потерянной материальной ценности (ст. 227 и 228);
  • при нахождении клада (ст. 233);
  • при задержании безнадзорного скота или прочих домашних животных (ст. 230 и 231).

Вышеуказанные частные случаи позволяют осуществить приобретение права собственности значительно быстрее общих нормативных сроков.

Процедура принятия на учет бесхозяйных вещей и снятия их с него

https://www.youtube.com/watch?v=ytcreatorsru

Регистрационные действия с бесхозяйными имущественными ценностями уполномочены осуществлять:

  • Росреестр – по объектам, располагающимся на территории двух и более регистрационных округов;
  • местные органы Росреестра – по иной недвижимости, находящейся в рамках территории одного определенного округа.